Загрузка...

Общественное наблюдение: гарантия прозрачности московских выборов

Общественное наблюдение: гарантия прозрачности московских выборов

В сентябре москвичам предстоит выбрать Мэра города и муниципальных депутатов 12 поселений и 1 городского округа в ТиНАО, в том числе районов Новой Москвы.

Обеспечивать прозрачность и законность электорального процесса во многом помогает общественное наблюдение за выборами. С 2013 года в Москве в преддверии каждой избирательной кампании формируется Общественный штаб по наблюдению за выборами. Именно активные граждане следят за тем, чтобы процесс голосования был максимально честным.

В Штабе есть группа разбора и мобильные группы, которые выезжают на участки в случае спорных ситуаций. Члены Штаба рассматривают обращения избирателей и кандидатов, следят за подсчетом голосов, набирают наблюдателей и обучают их, постоянно взаимодействуя со СМИ, отвечая на их запросы и участвуя в пресс-подходах, чтобы максимально полно и доступно рассказывать о ходе электорального процесса.

И одна из первостепенных задач Штаба – обучение наблюдению за ходом голосования. Например, в прошлом году для работы на муниципальных выборах в столице было зарегистрировано и обучено в Штабе более 10 000 наблюдателей. В этом году планируется обучить такое же количество.

Во второй половине июля 2023 года в Общественной палате Москвы было принято решение о формировании очередного Общественного штаба по наблюдению за выборами, который возглавил член Общественной палаты Вадим Ковалев. Его заместителями стали председатель Комиссии по развитию отечественных ИТ-решений и технологий в концепции «Умного города» Илья Массух и председатель Экспертного совета по социальным исследованиям и мониторингу настроений москвичей Александр Асафов. Как и в предыдущие электоральные циклы, Штаб приложит все усилия для того, чтобы наблюдение за выборами прошло по высокому московскому стандарту. 

Московский стандарт наблюдения за выборами: принципы и правила 

На протяжении нескольких лет в столице действует московский стандарт общественного наблюдения за выборами. Он подразумевает:

  • обучение и направление наблюдателей на каждый избирательный участок;
  • организацию видеонаблюдения в помещениях Общественного штаба по наблюдению за выборами и доступ к нему кандидатов, доверенных лиц, представителей партий и партийных наблюдателей;
  • работу группы разбора нарушений;
  • мобильные группы реагирования.

На одном участке от Общественного штаба могут находиться до 3 наблюдателей в день. При этом они не должны присутствовать на нем одновременно. Связано это с тем, что в Москве голосование проходит несколько дней и средняя проходимость на участках ниже, чем при однодневном голосовании. При этом наблюдатели работают на местах, специально отведенных для них участковой избирательной комиссией.

Штаб занимается обучением наблюдателей, которые следят за ситуацией на избирательных участках по камерам видеонаблюдения и фиксируют возможные нарушения.

Группа разбора, которая находится в Штабе, собирает и анализируют всю информацию о ходе выборов в Москве. В такую группу входят представители Общественного штаба, политических партий и общественных объединений. Эксперты детально разбирают каждую спорную ситуацию, возникающую на избирательных участках.

О подобных ситуациях члены группы узнают несколькими способами: через обращения граждан, через наблюдателей, находящихся на участке, видеонаблюдателей, специальное мобильное приложение, а также через СМИ и социальные сети.

В случае необходимости группа разбора направляет на участок мобильную группу разбора для оперативного уточнения обстоятельств.

Все эти меры гарантируют легитимность выборов и гарантируют соблюдение конституционных прав избирателей и кандидатов.

В состав Штаба по наблюдению за выборами входят представители Общественного штаба Москвы, представители кандидатов и политических партий.

Кто такие общественные наблюдатели?  

Наблюдатели следят за соблюдением избирательного законодательства на выборах или референдумах. Они находятся на избирательных участках, контролируя происходящее там и фиксируя возможные нарушения. С появлением ДЭГ общественные наблюдатели пристально следят за законностью электорального процесса и в онлайн-среде.

Наблюдателями за выборами в Москве могут стать граждане России с активным избирательным правом,имеющие постоянную регистрацию в столице и разделяющие принципы Кодекса наблюдателяОбщественной палаты города.

Ограничением для наблюдения может быть нахождение претендента в заключении или признание его судом недееспособным. К такой работе также не допустят выборных должностных лиц, чиновников, судей, прокуроров, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса.

Также назначают наблюдателей московская общественная палата, зарегистрированные кандидаты и политические партии, выдвинувшие зарегистрированного кандидата.

Каждый из обозначенных субъектов может направить на УИК не более 3-х наблюдателей в каждый день голосования. Один и тот же человек может быть назначен наблюдателем лишь в одну комиссию.

Как стать наблюдателем от Общественной палаты Москвы?

Общественная палата Москвы начала набор в Корпус наблюдателей за ходом голосования в столице. Желающим присоединиться необходимо оформить заявку на сайте.

Все будущие наблюдатели пройдут двухэтапный обучающий курс, подготовленный Общественным штабом. Публичное открытие программы обучения состоится 12 августа.

На занятиях слушатели изучат основы избирательного законодательства, разберут примеры возможных нарушений, организационные моменты, научатся работе с приложением «Мобильный наблюдатель», а также ознакомятся с Кодексом наблюдателя Общественной палаты города Москвы.

После обучения Общественная палата выдаст наблюдателю направление, номер избирательного участка, а также наименование избирательной комиссии, куда он направится. Там же будет сделана запись об отсутствии ограничений для такой работы. Без этого документа и паспорта наблюдатель не сможет осуществлять свои функции.

Что входит в обязанности наблюдателей?

Полномочия и обязанности наблюдателей прописаны в федеральном избирательном законодательстве.

Наблюдатели работают на избирательном участке с момента его открытия до завершения подсчета голосов. У них есть доступ к списку избирателей, в том числе к его электронной версии, а также к реестру заявлений о голосовании на дому. Они присутствуют и на самом надомном голосовании.

Еще одна обязанность заключается в наблюдении за выдачей бюллетеней избирателям и подсчетом голосовна участке, а также за тем, как члены избиркома заполняют протокол с итогами голосования и другие документы.

Наблюдатели могут вносить собственные предложения и замечания по поводу организации голосования, обратившись с ними к председателю участковой комиссии или тому, кто его замещает.

При выявлении каких-либо нарушений в работе комиссии наблюдатель имеет право обратиться в Штаб по наблюдению за выборами и Московскую городскую избирательную комиссию.

Контроль за незаконной агитацией и экзитполом  

Предвыборная агитация и раздача листовок в дни выборов должна проводиться на расстоянии не ближе, чем 50 метров от избирательного участка. Призывать отдавать голоса за конкретного кандидата или партию и раздавать листовки на избирательном участке запрещено.

Наблюдатель, застав кого-то за подобными действиями, должен оперативно уведомить об этом председателя УИК. 

Стоит отметить, что экзитпол (опрос социологическими службами проголосовавших избирателей) не является агитацией. Однако для проведения опросов тоже есть свои правила. Важно, чтобы они проводились на расстоянии не менее 50 метров от УИК.

Правила ведения фото- и видеосъемки

Наблюдатель имеет право производить в помещении для голосования фото- и видеосъемку. Перед её началом на участке нужно заранее сообщить об этом председателю или секретарю избирательной комиссии. Выбирая место для съемки, важно обеспечить тайну голосования, чтобы в кадр случайно не попали заполненные избирателями бюллетени. Именно поэтому запрещено снимать в местах, предназначенных для заполнения бюллетеней.

Места выдачи бюллетеней и тайного голосования, а также ящики для голосования при их использовании должны одновременно быть в поле зрения наблюдателей.

Во время съемки нужно соблюдать положения законодательства, регулирующие охрану изображения гражданина. Если лицо избирателя или члена комиссии снято вблизи и является основным элементом фотокадра или видеоряда, то тогда обнародовать и использовать в дальнейшем изображение возможно только при согласии самого гражданина. 

Снимать работу членов комиссии с любыми документами нужно так, чтобы сохранялась конфиденциальность персональных данных.

Ограничения в работе наблюдателей

Наблюдатели не имеют права выдавать избирателям бюллетени. Проставлять в бюллетене отметки за избирателя, даже если тот об этом попросит сам, тоже запрещается.

Нельзя препятствовать работе избирательной комиссии, например, мешать ее членам выдавать бюллетени избирателям.

Принимать участие в подсчете голосов, и вообще прикасаться к бюллетеням тоже нельзя — только наблюдение.

Запрещено заниматься агитацией, призывая отдать голоса за конкретного кандидата или партию.

Фактически наблюдатели могут только следить за ходом голосования, тем не менее такая работа позволяет избежать нарушений. Если наблюдатель заметит, что член избирательной комиссии что-либо нарушил, он должен заснять это на камеру, сообщить в вышестоящую избирательную комиссию и написать заявление в полицию или обратиться в Штаб по наблюдению за выборами.

Наблюдение за ДЭГ

С 2019 г. в Москве наряду с голосованием на избирательных участках проводится дистанционное электронное голосование (ДЭГ). Этот формат приобретает все большую популярность у жителей современного мегаполиса в связи с простотой, удобством, надежностью и возможностью экономии времени. Для того, чтобы проголосовать онлайн, нужно просто иметь смартфон или другой гаджет с выходом в интернет и полный личный кабинет на портале мэра Москвы mos.ru.

Как и за традиционным голосованием, за ДЭГ также будет вестись наблюдение. Оно ведется на трех уровнях: общем, техническом и экспертном.

Общий уровень подразумевает доступ к наблюдению для любого желающего на специальном сайте (обзервере) в Интернете. Сервис отображает все транзакции, в том числе начало и окончание голосования, общее количество бюллетеней, и сколько из них были использованы избирателями.

Под техническим уровнем имеется в виду наблюдение через ноду наблюдателя – отдельный стационарный компьютер с доступом к блокчейну. Работать с ней может любой технически грамотный человек.

В рамках экспертного уровня наблюдатели, имеющие доступ к ноде в Штабе наблюдения за выборами,вносят в систему «проверочные транзакции». Это делается под видеокамерами и в присутствии обученных сотрудников. В дальнейшем нужно проверить остались ли эти сообщения на прежнем месте, это подтвердит, что в цепочку не вносились изменения, а значит голосование проходит честно.

О выборах в Москве

Выборы в Москве пройдут 8, 9 и 10 сентября. Москвичи изберут мэра города, а также депутатов 12 муниципальных образований и 1 городского округа ТиНАО.

Выборы пройдут в поселениях Внуковское, Воскресенское, Десеновское, Киевский, Кокошкино, Марушкинское, Московский, Мосрентнген, Новофедоровское, Первомайское, Сосенское, Филимонковское и городском округе Щербинка.

Всего в Новой Москве было зарегистрировано 633 кандидата, из которых наибольшее число прошедших регистрацию кандидатов в городском округе Щербинке (97 кандидатов) и наименьшее – в Киевском (23 кандидата).

На пост главы города претендуют 5 кандидатов: действующий мэр Сергей Собянин («Единая Россия»), вице-спикеры Госдумы Борис Чернышов (ЛДПР), Владислав Даванков («Новые люди»), депутат Госдумы, руководитель московского отделения «Справедливой России – Патриоты – За правду» Дмитрий Гусев, депутат Мосгордумы Леонид Зюганов (КПРФ).

Всего документы на участие в выборах мэра подали 12 человек, половина из которых – самовыдвиженцы.