Загрузка...

Правовые основы деятельности Правительства России

Правовые основы деятельности Правительства России
  1. Историческая справка
  2. Документы, определяющие порядок деятельности и статус Правительства РФ
  3. Законодательная деятельность
  4. Формирование Правительства РФ
  5. Прекращение деятельности Правительства РФ
  6. Национальные проекты и государственные программы
  7. Структура Правительства РФ

Историческая справка

До 1991 года функции правительства в РСФСР выполнял Совет Министров, который был частью союзной структуры СССР. После распада СССР 26 декабря 1991 года Совет Министров Российской Федерации стал самостоятельным правительством нового суверенного государства.

В 1992–1993 годах происходило формирование нового правительственного аппарата, адаптированного к изменениям в экономике и других сферах. В 1993 году с принятием новой Конституции России Совет Министров был преобразован в Правительство Российской Федерации. Тогда же произошло сокращение численности министерств и государственных комитетов, реорганизация аппарата и упрощение структуры.

За последние десятилетия структура и функции правительства неоднократно изменялись: менялось число министерств, появлялись новые федеральные службы и агентства, происходил акцент на цифровизацию и повышение координации между федеральными и региональными органами власти. Правительство РФ остаётся ключевым институтом, обеспечивающим проведение политических решений, балансируя между Президентом и Госдумой.

Документы, определяющие порядок деятельности и статус Правительства РФ

Правительство Российской Федерации является высшим исполнительным органом государственной власти и осуществляет исполнительную власть под общим руководством Президента РФ. Основные документы, определяющие статус, структуру и полномочия Правительства, включают Конституцию РФ, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» и регламент Правительства.

Основные полномочия Правительства (ст.114 Конституции РФ):

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;

в.1) обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала;

в.2) обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

е.1) осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;

е.2) осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности;

е.3) содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;

е.4) обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

е.5) осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;

е.6) создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;

Законодательная деятельность

Правительство Российской Федерации обладает правом вносить законопроекты в Государственную Думу и вносить поправки к уже рассматриваемым законопроектам. Оно также обязано в течение месяца (иногда с возможным продлением) давать письменные заключения на законопроекты, связанные с налогами, государственными займами, финансовыми обязательствами или расходами из федерального бюджета.

Правительство направляет отзывы на законодательные инициативы в обе палаты Федерального Собрания и обязано предоставлять официальный отзыв на законопроекты, если этого требует закон, чтобы проект мог быть рассмотрен в Государственной Думе. При разработке федеральных законов, относящихся к совместному ведению России и субъектов Федерации, проекты законов направляются в органы власти субъектов РФ.

Для защиты своих позиций в палатах Федерального Собрания и в ходе рассмотрения законопроектов Правительство назначает своих представителей, которые имеют право выступать в соответствии с регламентом Федерального Собрания и участвовать в обсуждениях.

Формирование Правительства РФ

Председатель Правительства Российской Федерации назначается на должность Президентом Российской Федерации после утверждения его кандидатуры Государственной Думой. В случае отказа трижды, Президент может назначить кандидатуру самостоятельно и распустить Госдуму, назначая новые выборы.

Президент Российской Федерации назначает на должность федеральных министров – руководителей федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности, после консультаций с Советом Федерации.

Прекращение деятельности Правительства РФ

Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации. 

Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.

Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы.

Национальные проекты и государственные программы

Деятельность правительства России реализуется преимущественно посредством национальных проектов, которые являются ключевым инструментом достижения национальных целей развития страны, установленных Указом Президента №309 от 7 мая 2024 года.

Национальные проекты сформированы по инициативе Президента и утверждаются распоряжениями и указами главы государства и Правительства. Они включают конкретные планы, показатели, финансовое обеспечение и ответственных руководителей в Правительстве, что позволяет централизованно и системно управлять реализацией государственных задач.

Правительство через национальные проекты направляет значительные бюджетные и внебюджетные ресурсы, обеспечивает мониторинг хода выполнения мероприятий, координирует усилия федеральных и региональных органов власти. Нацпроекты ориентированы на достижение измеримых результатов, которые должны реально улучшать качество жизни граждан, а не только формально исполнять планы.

После утверждения нацпроектов разрабатываются их паспорта и паспорта федеральных проектов в их составе с указанием целей, задач, ответственных лиц (например, вице-премьеров и министров), перечня мероприятий и финансовых параметров.

Национальные проекты с 2025 года:

  1. «Семья»;

  2. «Кадры»;

  3. «Молодежь и дети»;

  4. «Продолжительная и активная жизнь»;

  5. «Новые технологии сбережения здоровья»;

  6. «Экологическое благополучие»;

  7. «Инфраструктура для жизни»;

  8. «Международная кооперация и экспорт»;

  9. «Эффективная транспортная система»;

  10. «Туризм и гостеприимство»;

  11. «Промышленное обеспечение транспортной мобильности»;

  12. «Экономика данных и цифровая трансформация государства»;

  13. «Эффективная и конкурентная экономика»;

  14. «Средства производства и автоматизации»;

  15. «Беспилотные авиационные системы»;

  16. «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности»;

  17. «Новые материалы и химия»;

  18. «Новые атомные и энергетические технологии»;

  19. «Развитие многоспутниковой орбитальной группировки».

С января 2026 года начнется реализация проекта «Технологическое обеспечение биоэкономики».

Государственные программы

Оба документа – и госпрограмма, и национальный проект – входят в единую систему государственного планирования. Их правовую основу составляют положения Федерального закона о стратегическом планировании в РФ, которые предусматривают комплексный подход к достижению долгосрочных государственных целей.

Национальные проекты создаются специально для достижения конкретных национальных целей. Государственные программы имеют более широкий социально-экономический характер. Они направлены на комплексное развитие отраслей, регионов, институтов и различных направлений государственной деятельности. Госпрограмма может затрагивать несколько направлений, обеспечивая системное развитие, но без столь узкой фокусировки, как у нацпроектов.

Перечень государственных программ Российской Федерации утверждён распоряжением Правительства от 11 ноября 2010 года № 1950-р.

  1. «Развитие здравоохранения»;

  2. «Развитие образования»;

  3. «Социальная поддержка граждан»;

  4. «Доступная среда»;

  5. «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»;

  6. «Содействие занятости населения»;

  7. «Развитие культуры»;

  8. «Охрана окружающей среды»;

  9. «Развитие физической культуры и спорта»;

  10. «Реализация государственной национальной политики»;

  11. «Научно-технологическое развитие Российской Федерации»;

  12. «Экономическое развитие и инновационная экономика»;

  13. «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности»;

  14. «Развитие оборонно-промышленного комплекса»;

  15. «Развитие авиационной промышленности»;

  16. «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений»;

  17. «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности»;

  18. «Космическая деятельность России»;

  19. «Развитие атомного энергопромышленного комплекса»;

  20. «Информационное общество»;

  21. «Развитие транспортной системы»;

  22. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

  23. «Развитие рыбохозяйственного комплекса»;

  24. «Комплексное развитие сельских территорий»;

  25. «Воспроизводство и использование природных ресурсов»;

  26. «Развитие лесного хозяйства»;

  27. «Развитие энергетики»;

  28. «Обеспечение обороноспособности страны»;

  29. «Обеспечение государственной безопасности»;

  30. «Обеспечение защиты личности, общества и государства»;

  31. «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах»;

  32. «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»;

  33. «Управление государственным материальным резервом»;

  34. «Обеспечение химической и биологической безопасности Российской Федерации»;

  35. «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа»;

  36. «Развитие Северо-Кавказского федерального округа»;

  37. «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами»;

  38. «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации»;

  39. «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя»;

  40. «Социально-экономическое развитие Калининградской области»;

  41. «Восстановление и социально-экономическое развитие Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области»;

  42. «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков»;

  43. «Внешнеполитическая деятельность»;

  44. «Юстиция»;

  45. «Эффективное вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса»;

  46. «Поддержка и продвижение русского языка за рубежом»;

  47. «Содействие международному развитию»;

  48. «Национальная система пространственных данных»;

  49. «Развитие туризма»;

  50. Комплексная государственная программа «Строительство»;

  51. Комплексная государственная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности».

Структура Правительства РФ

Члены Правительства РФ

Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя и федеральных министров. Эта структура определена Конституцией РФ и федеральным конституционным законом.

Члены Правительства Российской Федерации не могут быть сенаторами Российской Федерации, депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Членом Правительства Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

В структуру Правительства входят:

Федеральные министерства и подведомственные им агентства, службы, надзоры

  • Министерство внутренних дел РФ (возглавляет Владимир Колокольцев);

  • Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (возглавляет Александр Куренков);

  • Министерство иностранных дел РФ (возглавляет Сергей Лавров);

Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество), (возглавляет Евгений Примаков)

  • Министерство обороны РФ (возглавляет Андрей Белоусов);

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (возглавляет Владимир Селин)

  • Министерство юстиции РФ (возглавляет Константин Чуйченко);

Федеральная служба исполнения наказаний (возглавляет Аркадий Гостев)

Федеральная служба судебных приставов (возглавляет Дмитрий Аристов)

  • Министерство здравоохранения РФ (возглавляет Михаил Мурашко);

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (возглавляет Алла Самойлова)

  • Министерство культуры РФ (возглавляет Ольга Любимова);

  • Министерство науки и высшего образования (возглавляет Валерий Фальков);

  • Министерство природных ресурсов и экологии РФ (возглавляет Александр Козлов);

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (возглавляет Игорь Шумаков)

Федеральное агентство водных ресурсов (возглавляет Светлана Радионова)

Федеральное агентство лесного хозяйства (возглавляет Дмитрий Кириллов)

Федеральное агентство по недропользованию (возглавляет Олег Казанов)

  • Министерство промышленности и торговли РФ (возглавляет Антон Алиханов);

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (возглавляет Антон Шалаев)

  • Министерство просвещения РФ (возглавляет Сергей Кравцов);

  • Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики (возглавляет Алексей Чекунков);

  • Министерство сельского хозяйства РФ (возглавляет Оксана Лут);

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (возглавляет Сергей Данкверт)

Федеральное агентство по рыболовству (возглавляет Илья Шестаков)

  • Министерство спорта РФ (возглавляет Михаил Дегтярев);

  • Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (возглавляет Ирек Файзуллин);

  • Министерство транспорта РФ (возглавляет Андрей Никитин);

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (возглавляет Виктор Гулин)

Федеральное агентство воздушного транспорта (возглавляет Дмитрий Ядров)

Федеральное дорожное агентство (возглавляет Роман Новиков)

Федеральное агентство железнодорожного транспорта (возглавляет Александр Сахаров)

Федеральное агентство морского и речного транспорта (возглавляет Андрей Тарасенко)

  • Министерство труда и социальной защиты РФ (возглавляет Антон Котяков);

Федеральная служба по труду и занятости (возглавляет Михаил Иванков)

  • Министерство финансов РФ (возглавляет Антон Силуанов);

Федеральная налоговая служба (возглавляет Даниил Егоров)

Федеральная пробирная палата (возглавляет Юрий Зубарев)

Федеральная служба по контролю за алкогольным и табачным рынками (возглавляет Игорь Алешин)

Федеральная таможенная служба (возглавляет Валерий Пикалев)

Федеральное казначейство (возглавляет Роман Артюхин)

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (возглавляет Вадим Яковенко)

  • Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (возглавляет Максут Шадаев);

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (возглавляет Андрей Липов)

  • Министерство экономического развития РФ (возглавляет Максим Решетников);

Федеральная служба по аккредитации (возглавляет Дмитрий Вольвач)

Федеральная служба государственной статистики (возглавляет Сергей Галкин)

Федеральная служба по интеллектуальной собственности (возглавляет Юрий Зубов)

  • Министерство энергетики РФ (возглавляет Сергей Цивилев).

Федеральные службы и агентства

  • Служба внешней разведки РФ (возглавляет Сергей Нарышкин);

  • Федеральная служба безопасности РФ (возглавляет Александр Бортников);

  • Федеральная служба войск национальной гвардии РФ (возглавляет Виктор Золотов);

  • Федеральная служба охраны РФ (возглавляет Дмитрий Кочнев);

  • Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (возглавляет Дмитрий Шугаев);

  • Федеральная служба по финансовому мониторингу (возглавляет Юрий Чиханчин);

  • Федеральное архивное агентство (возглавляет Андрей Артизов);

  • Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (возглавляет Александр Линец);

  • Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (возглавляет Валерий Тихонов);

  • Управление делами Президента Российской Федерации (возглавляет Александр Колпаков);

  • Федеральное медико-биологическое агентство (возглавляет Вероника Скворцова);

  • Федеральная антимонопольная служба (возглавляет Максим Шаскольский);

  • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (возглавляет Олег Скуфинский);

  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (возглавляет Анна Попова);

  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (возглавляет Анзор Музаев);

  • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (возглавляет Александр Трембицкий);

  • Федеральное агентство по государственным резервам (возглавляет Дмитрий Гогин);

  • Федеральное агентство по делам молодёжи (возглавляет Григорий Гуров);

  • Федеральное агентство по делам национальностей (возглавляет Игорь Баринов).

Государственные корпорации, являющиеся уполномоченными органами управления в отдельных отраслях

  • Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» (возглавляет Алексей Лихачев);

  • Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» (возглавляет Дмитрий Баканов).

Государственные внебюджетные фонды

  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (возглавляет Илья Баланин);

  • Фонд пенсионного и социального страхования (возглавляет Сергей Чирков).

У Председателя Правительства Михаила Мишустина есть 10 заместителей:

  • Первый заместитель Председателя Правительства – Мантуров Денис Валентинович;

  • Заместитель Председателя Правительства – Руководитель Аппарата Правительства – Григоренко Дмитрий Юрьевич;

  • Заместитель Председателя Правительства – Голикова Татьяна Алексеевна;

  • Заместитель Председателя Правительства – Новак Александр Валентинович;

  • Заместитель Председателя Правительства – Оверчук Алексей Логвинович;

  • Заместитель Председателя Правительства – Патрушев Дмитрий Николаевич;

  • Заместитель Председателя Правительства – Савельев Виталий Геннадьевич;

  • Заместитель Председателя Правительства – Хуснулин Марат Шакирзянович;

  • Заместитель Председателя Правительства – Чернышенко Дмитрий Николаевич;

  • Заместитель Председателя Правительства – полномочный представитель Президента в ДФО – Трутнев Юрий Петрович.

Каждому заместителю Председателя Правительства Михаила Мишустина закреплено курирование определённых государственных программ и национальных проектов.

Денис Мантуров курирует:

Государственные программы: «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах», «Космическая деятельность России», «Обеспечение государственной безопасности», «Обеспечение защиты личности, общества и государства», «Обеспечение обороноспособности страны», «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», «Развитие авиационной промышленности», «Развитие оборонно-промышленного комплекса», «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности», «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений», «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности», «Управление государственным материальным резервом».

Национальные проекты: «Международная кооперация и экспорт», «Новые материалы и химия», «Промышленное обеспечение транспортной мобильности», «Средства производства и автоматизации».

Дмитрий Григоренко курирует:

Государственные программы: «Информационное общество», «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», «Юстиция»

Национальный проект: «Экономика данных и цифровая трансформация государства»

Татьяна Голикова курирует:

Государственные программы: «Доступная среда», «Обеспечение химической и биологической безопасности Российской Федерации», «Развитие здравоохранения», «Развитие культуры», «Реализация государственной национальной политики», «Содействие занятости населения», «Социальная поддержка граждан», «Социально-экономическое развитие Калининградской области».

Национальные проекты: «Кадры», «Новые технологии сбережения здоровья», «Продолжительная и активная жизнь», «Семья».

Александр Новак курирует:

Государственные программы: «Развитие атомного энергопромышленного комплекса», «Развитие Северо-Кавказского федерального округа», «Развитие энергетики», «Экономическое развитие и инновационная экономика»

Национальные проекты: «Новые атомные и энергетические технологии», «Эффективная и конкурентная экономика»

Алексей Оверчук курирует:

Государственные программы: «Внешнеполитическая деятельность», «Поддержка и продвижение русского языка за рубежом», «Содействие международному развитию».

Дмитрий Патрушев курирует:

Государственные программы: «Воспроизводство и использование природных ресурсов», «Комплексное развитие сельских территорий», «Охрана окружающей среды», «Развитие лесного хозяйства», «Развитие рыбохозяйственного комплекса», «Эффективное вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса», программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Национальные проекты: «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности», «Экологическое благополучие».

Виталий Савельев курирует:

Государственная программа: «Развитие транспортной системы».

Национальные проекты: «Беспилотные авиационные системы», «Эффективная транспортная система».

Юрий Трутнев курирует:

Государственные программы: «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа».

Марат Хуснуллин курирует:

Государственные программы: «Восстановление и социально-экономическое развитие Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области», «Национальная система пространственных данных», «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами», «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя».

Комплексная государственная программа: «Строительство».

Национальный проект: «Инфраструктура для жизни».

Дмитрий Чернышенко курирует:

Государственные программы: «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», «Развитие образования», «Развитие туризма», «Развитие физической культуры и спорта».

Национальные проекты: «Молодёжь и дети», «Туризм и гостеприимство».

Институт кураторства позволяет зампредам формировать управляющие советы, контролировать ход реализации госпрограмм, своевременно вносить корректировки и обеспечивать достижение запланированных результатов. 

Правительство России играет ключевую роль в единой системе публичной власти, выступая связующим звеном между различными уровнями государственного управления и реализуя стратегические задачи развития страны. Именно через деятельность Правительства реализуются долгосрочные национальные цели, поддерживается устойчивое социально-экономическое развитие, обеспечивается реагирование на вызовы времени и формируется прочная основа для повышения качества жизни граждан страны.