Государственная Дума была создана в Российской империи в 1905 году и стала первым выборным законодательным органом страны. Первоначально она имела совещательные полномочия, но вскоре приобрела законодательные функции — никакой закон не мог быть принят без её одобрения. В Российской империи с 1906 по 1917 годы работали четыре созыва Госдумы, однако полномочия Думы были ограничены императором, который мог распустить её до окончания срока и назначить новые выборы. Представители разных слоёв населения (землевладельцы, буржуазия, купечество, интеллигенция, крестьянство) входили в состав депутатов.

После революции 1917 года Дума была упразднена, законодательную и представительную функции осуществляли в зависимости от исторического периода ВЦИК и Верховный Совет СССР. В современной России Госдума учреждена в 1993 году Конституцией РФ как нижняя палата Федерального собрания. Срок полномочий первого созыва длился с 11 января 1994 года по 15 января 1996 года. В настоящее время действует Государственная Дума восьмого созыва, которая была избрана в 2021 году.
.jpg)
Документы, определяющие порядок деятельности и статус Государственной Думы
Государственная Дума Российской Федерации является центральным институтом в единой системе публичной власти и играет ключевую роль в реализации законодательной, представительной и контрольной функций государства. Её место, полномочия и порядок деятельности закреплены в Конституции РФ, а также развиваются и конкретизируются в Федеральном законе № 3‑ФЗ от 8 мая 1994 г. «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы» и Регламенте Государственной Думы.
Согласно Конституции РФ, Государственная Дума является нижней палатой Федерального Собрания, которое представляет собой парламент Российской Федерации — высший представительный и законодательный орган государственной власти (ст. 94 Конституции РФ).
Её деятельность встроена в единую систему публичной власти, взаимодействующую с Президентом РФ, Советом Федерации, Правительством РФ, судами и органами субъектов Федерации. Это обеспечивает согласованность всей государственной системы в рамках конституционного принципа единства публичной власти (ст. 5 и ст. 71 Конституции РФ в редакции 2020 г.).
Основные полномочия Госдумы по статье 103 Конституции РФ:
Утверждение по представлению Президента РФ кандидатуры Председателя Правительства РФ.
По представлению Председателя Правительства утверждение заместителей Председателя Правительства и федеральных министров (за исключением некоторых назначений, указанных в статье 83 Конституции).
Решение вопроса о доверии Правительству РФ, то есть оценка деятельности Правительства и возможность выразить ему недоверие.
Заслушивание ежегодных отчетов Правительства о результатах его деятельности, включая рассмотрение вопросов, поставленных самой Думой.
Назначение и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ, заслушивание его отчётов.
Назначение и освобождение от должности заместителя Председателя Счётной Палаты и половины состава аудиторов Счётной Палаты по представлению Президента.
Назначение и освобождение Уполномоченного по правам человека (с особенными требованиями к кандидату по гражданству и месту проживания).
Объявление амнистии.
Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности или лишения неприкосновенности после окончания срока полномочий.
Эти полномочия Государственная Дума осуществляет самостоятельно, посредством постановлений, которые принимаются большинством голосов от общего числа депутатов.
Законодательные полномочия Госдумы (статьи 104 и 105 Конституции):
Право законодательной инициативы принадлежит депутатам Государственной Думы, сенаторам РФ, а также Президенту, Правительству, Совету Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ и Верховному Суду РФ по вопросам их ведения.
Государственная Дума принимает федеральные законы большинством от общего числа депутатов.
Принятые Госдумой законы в течение 5 дней передаются в Совет Федерации для рассмотрения.
В случае разногласий между палатами возможна процедура согласительной комиссии, после чего закон может быть повторно рассмотрен Думой.
Закон считается принятым, если он одобрен Советом Федерации (более половины голосов) или если он не рассмотрен в течение 14 дней. При отклонении закона Советом Федерации, Госдума может преодолеть это отклонение при повторном голосовании двумя третями голосов.
Депутаты Госдумы
Государственная Дума состоит из 450 депутатов, срок их полномочий — 5 лет (ст. 95, 96 Конституции РФ). Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 годаи имеющий право участвовать в выборах, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Депутатам Государственной Думы запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Одно и то же лицо не может одновременно являться сенатором Российской Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. (ст. 97 Конституции РФ)
Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.
Статус и полномочия депутатов Госдумы закреплены в Федеральном законе № 3‑ФЗ от 8 мая 1994 г. «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы». Закон определяет понятие депутата Госдумы — избранное лицо, осуществляющее полномочия в рамках Федерального Собрания как представителя всего народа Российской Федерации. Депутат Госдумы занимает одну из высших государственных должностей РФ и входит в число лиц, реализующих публичную власть на федеральном уровне.
Досрочное прекращение полномочий депутата Госдумы происходит в случаях:
письменного заявления депутата о сложении своих полномочий;
избрания депутата Госдумы депутатом законодательного органа субъекта Российской Федерации или представительного органа муниципального образования, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или выборным должностным лицом местного самоуправления;
осуществления им предпринимательской или другой оплачиваемой деятельности, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ;
приобретения им статуса иностранного агента;
непредставления или несвоевременного представления депутатом Государственной Думы и своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
прекращения гражданства Российской Федерации депутата Государственной Думы или приобретения депутатом Государственной Думы гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство;
вступления в законную силу обвинительного приговора суда;
вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности;
признания депутата Государственной Думы безвестно отсутствующим либо объявления его умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу;
смерти.
Взаимодействие депутата с избирателями
Депутат Государственной Думы обязан поддерживать связь с избирателями. Депутат Государственной Думы обязан рассматривать обращения избирателей, лично вести прием граждан не реже чем один раз в два месяца, проводить встречи с избирателями не реже чем один раз в полгода. Депутат информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации.
Удостоверение и нагрудный знак депутата Госдумы являются официальными документами, подтверждающие его статус и полномочия.
Депутаты Государственной Думы имеют право объединяться по партийному принципу в парламентские фракции, которые отражают структуру и политическую принадлежность партий, представленных в палате. Депутат Государственной Думы, входящий во фракцию, может быть членом только той политической партии, от которой он был избран депутатом Государственной Думы. Если политическая партия прекращает свою деятельность в связи с ликвидацией или реорганизацией, то деятельность фракции данной политической партии в Государственной Думе, а также членство депутатов Государственной Думы в этой фракции прекращается.
Неприкосновенность депутатов Госдумы
Депутат Государственной Думы обладает неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий. Депутат Государственной Думы без согласия Госдумы не может быть:
привлечён к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке;
задержан, арестован, подвергнут обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу;
подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
Не допускается вмешательство депутата Государственной Думы в оперативно-разыскную, уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следователей и судебную деятельность.
Помощники депутатов Госдумы
Депутат Госдумы имеет право иметь помощников для организационного, правового и технического содействия в выполнении своих полномочий. Помощники оформляются по трудовому договору либо по контракту, работают в Москве либо в регионе (на территории избирательного округа). Максимальное количество помощников, которое может иметь депутат Госдумы — 9. Помощники не являются государственными служащими, хотя им предоставляются необходимые социальные и трудовые гарантии. Их основная обязанность — облегчение работы депутата: подготовка аналитики, делопроизводство, общение с избирателями, организация мероприятий.
Депутаты Госдумы имеют право на:
получение служебного жилого помещения в Москве;
компенсацию расходов, связанных с обеспечением их деятельности (закупка оборудования, канцелярии, транспортные расходы и пр.)
право сниженного времени ожидания и внеочередного поселения в гостиницах, используемых для деловых поездок и работы;
право на служебный транспорт для выполнения служебных обязанностей;
право на предоставление служебных средств связи (телефон, интернет и др.) для работы;
право на служебные помещения в Москве, необходимые для выполнения ими своих полномочий;
право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней;
право на качественную медицинскую помощь, включая экстренную и профилактическую медицинскую помощь.
Внутреннее устройство Госдумы
Внутреннее устройство Государственной Думы регулируется её Регламентом, который является нормативным документом, устанавливающим порядок работы, структуру органов, процедуры и полномочия палаты.
Государственная Дума образует следующие комитеты:
Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству;
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов;
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам;
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку;
Комитет Государственной Думы по экономической политике;
Комитет Государственной Думы по промышленности и торговле;
Комитет Государственной Думы по защите конкуренции;
Комитет Государственной Думы по малому и среднему предпринимательству;
Комитет Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям;
Комитет Государственной Думы по энергетике;
Комитет Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры;
Комитет Государственной Думы по обороне;
Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции;
Комитет Государственной Думы по международным делам;
Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками;
Комитет Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению;
Комитет Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики;
Комитет Государственной Думы по контролю;
Комитет Государственной Думы по охране здоровья;
Комитет Государственной Думы по науке и высшему образованию;
Комитет Государственной Думы по просвещению;
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей;
Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам;
Комитет Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды;
Комитет Государственной Думы по культуре;
Комитет Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений;
Комитет Государственной Думы по делам национальностей;
Комитет Государственной Думы по физической культуре и спорту;
Комитет Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры;
Комитет Государственной Думы по молодёжной политике;
Комитет Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству;
Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи.
В Госдуме могут быть сформированы и другие Комитеты. Комитеты формируются на основе пропорционального представительства фракций Государственной Думы. В комитетах создаются подкомитеты, которые занимаются профильной подготовкой вопросов. Численность комитетов — обычно от 8 до 35 депутатов. Каждый депутат входит в состав одного комитета или подкомитета.
Также в Госдуме формируются Комиссии (создаются на срок до окончания полномочий) для решения специализированных задач. Комиссии могут создавать рабочие группы, привлекать экспертов. Основные задачи комиссий — подготовка, проработка и анализ вопросов, выносимых на рассмотрение палаты.
Комиссия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по Регламенту и обеспечению деятельности Государственной Думы;
Комиссия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам депутатской этики;
Комиссия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по обеспечению жилищных прав граждан;
Комиссия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России;
Комиссия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности;
Комиссия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам контроля за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственной Думы, и мандатным вопросам;
Парламентская комиссия по расследованию преступных действий в отношении несовершеннолетних со стороны киевского режима;
Счётная комиссия Государственной Думы.
Для предварительной подготовки и рассмотрения вопросов деятельности Госдумы создаётся Совет Госдумы. Совет Госдумы состоит из Председателя, первых заместителей Председателя, заместителей Председателя Государственной Думы, руководителей фракций. Для подготовки согласованных предложений по совершенствованию законодательства, выработки согласованных решений по иным вопросам, отнесённым к ведению Госдумы, с согласия профильных комитетов могут образовываться межфракционные рабочие группы. В структуру Госдумы также входит Аппарат — это специализированный орган, обеспечивающий организационную, техническую, консультационную и информационную поддержку деятельности Госдумы и её депутатов.
Главной целью деятельности Государственной Думы является выявление актуальных потребностей общества и своевременное реагирование на возникающие вызовы. Федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые принимаются Госдумой, являются основным источником права в стране. Они обладают высшей юридической силой, регулируют ключевые общественные отношения и имеют непосредственное действие, обеспечивая правовую основу для устойчивого развития общества и государства. Важность Государственной Думы сегодня обусловлена её способностью актуализировать законодательство в соответствии с национальными приоритетами и обеспечивать законность и стабильность функционирования государственной системы в целом.