Загрузка...

Правовые основы деятельности Совета Федерации России

Правовые основы деятельности Совета Федерации России

Становление двухпалатного парламента в современной России

Современный двухпалатный парламент — Федеральное Собрание Российской Федерации, включающее Совет Федерации и Государственную Думу, был официально учреждён Конституцией 1993 года. До этого в российской истории периодически существовали совещательные двухпалатные органы, но статус верхней палаты с современными функциями закреплён именно с 1993 года. Совет Федерации официально начал работу 11 января 1994 года, а его первый состав формировался посредством прямых выборов гражданами государства — одновременно с выборами в Госдуму. В этот период депутаты СФ работали на непостоянной основе.​

После 1993 года порядок формирования Совета Федерации не раз менялся. Сначала верхнюю палату составляли лица, избираемые гражданами РФ по двухмандатным округам в регионах. С 1995 года, по Федеральному закону от 5 декабря 1995 г. № 192-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», в Совет Федерации входили по должности главы законодательного и исполнительного органов субъектов РФ. С августа 2000 года представители от регионов стали специально назначаться соответствующими органами субъекта РФ на срок своих полномочий, а статус членов палаты стал постоянным.

Основная задача создания Совета Федерации — представительство интересов регионов на федеральном уровне и обеспечение баланса между федеральным центром и субъектами РФ. Также Совет Федерации выполняет во внутрипарламентской системе сдержек и противовесов функцию сдерживающего элемента, обеспечивающего взвешенность, относительную независимость от политической конъюнктуры и качество решений, принимаемых палатами парламента в сфере их совместной компетенции.

Документы, определяющие порядок деятельности и статус Совета Федерации

Совет Федерации — верхняя палата Федерального Собрания Российской Федерации и ключевой элемент системы представительства регионов на федеральном уровне. Его деятельность, структура и полномочия закреплены в Конституции Российской Федерации, федеральном законе от 22.12.2020 № 439-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», федеральном законе № 3‑ФЗ от 8 мая 1994 г. «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы» и Регламенте Совета Федерации.

Структура Совета Федерации (ст. 95 Конституции РФ):

  • по 2 представителя от каждого субъекта Российской Федерации: один от законодательного (представительного), один от исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа (всего 178);

  • Президент Российской Федерации после окончания полномочий;

  • не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом Российской Федерации, из которых не более 7 могут быть назначены пожизненно.

 

Основные полномочия Совета Федерации по Конституции РФ:

  • утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

  • утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

  • утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

  • решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

  • назначение выборов Президента Российской Федерации;

  • отрешение Президента Российской Федерации от должности; лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий;

  • назначение по представлению Президента РФ судей Конституционного и Верховного Судов;

  • проведение консультации по кандидатам на пост Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров регионов и специализированных прокуратур;

  • назначение и освобождение по представлению Президента РФ Председателя Счетной палаты и половину аудиторов;

  • консультации по кандидатам на руководящие должности федеральных органов исполнительной власти в сферах обороны, безопасности, МВД, юстиции, МИДа, чрезвычайных ситуаций и общественной безопасности;

  • прекращение полномочий судей высших судов и руководителей кассационных и апелляционных судов по представлению Президента РФ в случае нарушений или утраты доверия;

  • заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации.

Главная функция Совета Федерации — рассмотрение и одобрение федеральных законов, принятых Государственной Думой по наиболее важным вопросам:

  • федерального бюджета;

  • федеральных налогов и сборов;

  • финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

  • ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

  • статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

  • войны и мира.

Совет Федерации имеет право законодательной инициативы, может вносить предложения и законопроекты в Госдуму.

Совет Федерации формируется и структурируется по непартийному принципу. Сенаторы Российской Федерации не создают фракции и партийные объединения.

Внутренняя организация Совета Федерации

Внутреннее устройство Государственной Думы регулируется её Регламентом, который является нормативным документом, устанавливающим порядок работы, структуру органов, процедуры и полномочия палаты. В состав Совета Федерации входят Комитеты, Совет палаты, Комиссии, Аппарат.

Совет Федерации образует следующие комитеты:

  1. Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству;

  2. Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера;

  3. Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности;

  4. Комитет Совета Федерации по международным делам;

  5. Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам;

  6. Комитет Совета Федерации по экономической политике;

  7. Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию;

  8. Комитет Совета Федерации по социальной политике;

  9. Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре;

  10. Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности.

В составе Совета Федерации образованы следующие комиссии:

  1. Комиссия Совета Федерации по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых сенаторами Российской Федерации;

  2. Комиссия Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела Российской Федерации;

  3. Комиссия Совета Федерации по развитию креативных (творческих) индустрий и народных художественных промыслов в Российской Федерации;

  4. Комиссия Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со средствами массовой информации;

  5. Комиссия Совета Федерации по мониторингу законодательства Российской Федерации в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации.

Также в Совете Федерации есть постоянно действующий орган — Совет Палаты, состоящий из Председателя Совета Федерации, первых заместителей, заместителей и председателей комитетов. Он готовит и рассматривает вопросы деятельности Совета Федерации, занимается утверждением графиков заседаний, рассмотрением организационных вопросов, подготовкой повесток и других вопросов, необходимых для работы Совета Федерации.

Аппарат осуществляет обеспечение деятельности Совета Федерации: административную, организационную, техническую поддержку. В структуру входят секретариаты Председателя, первых заместителей и заместителей, аппараты комитетов и постоянных комиссий, управления и отделы.

Деятельность сенаторов Совета Федерации

Права, обязанности и статус сенатора во многом совпадают с правами, обязанностями и статусом депутата Государственной Думы, поскольку оба являются членами Федерального Собрания РФ и действуют на основе одного Федерального закона № 3‑ФЗ от 8 мая 1994 г. «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы».

Кто может быть сенатором?

Сенатором Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет,постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Сенаторам Российской Федерации запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Срок полномочий сенаторов, кроме тех, кто осуществляет полномочия пожизненно — 6 лет.

Сенатор представляет субъект Российской Федерации или назначается Президентом РФ (в том числе бывший Президент может стать сенатором пожизненно) и законодательным и исполнительным органами субъекта РФ. Сенатор может совмещать свою должность с мандатом депутата регионального парламента — без отрыва от деятельности в Совете Федерации.

Пожизненным сенаторам Российской Федерации могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности.

Досрочное прекращение полномочий сенатора происходит в случаях:

  • письменного заявления сенатора Российской Федерации о сложении своих полномочий;

  • избрания сенатора депутатом законодательного органа субъекта Российской Федерации или представительного органа муниципального образования, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или выборным должностным лицом местного самоуправления;

  • осуществления им предпринимательской или другой оплачиваемой деятельности, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;

  • открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ;

  • приобретения им статуса иностранного агента;

  • непредставления или несвоевременного представления сенатором и своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

  • прекращения гражданства Российской Федерации сенатора или приобретения сенатором гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство;

  • вступления в законную силу обвинительного приговора суда;

  • вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности;

  • признания сенатора безвестно отсутствующим либо объявления его умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу;

  • смерти.

Удостоверение и нагрудный знак сенатора являются официальными документами, подтверждающие его статус и полномочия.

Неприкосновенность сенаторов

Сенатор обладает неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий. Сенатор без согласия Совета Федерации не может быть:

  • привлечен к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке;

  • задержан, арестован, подвергнут обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу;

  • подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Не допускается вмешательство сенатора в оперативно-разыскную, уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следователей и судебную деятельность.

Сенаторы имеют право на:

  • получение служебного жилого помещения в Москве;

  • компенсацию расходов, связанных с обеспечением их деятельности (закупка оборудования, канцелярии, транспортные расходы и пр.)

  • снижение времени ожидания и внеочередное поселение в гостиницах, используемых для деловых поездок и работы;

  • служебный транспорт для выполнения служебных обязанностей;

  • предоставление служебных средств связи (телефон, интернет и др.) для работы;

  • служебные помещения в Москве, необходимые для выполнения ими своих полномочий;

  • ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней;

  • качественную медицинскую помощь, включая экстренную и профилактическую медицинскую помощь.

Из числа сенаторов тайным голосованием избирается Председатель Совета Федерации. Кандидатуры на должность Председателя предлагают сенаторы, каждый сенатор может выдвинуть только одну кандидатуру. Кандидаты выступают на заседании палаты, отвечают на вопросы сенаторов. После обсуждения утверждается список кандидатов для голосования. Для избрания кандидату нужно набрать более половины голосов от общего числа сенаторов. Председатель Совета Федерации — Матвиенко Валентина Ивановна (представитель от исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга).

Совет Федерации играет стратегически важную роль в современной системе российского парламентаризма как высший орган представительства интересов субъектов Российской Федерации на федеральном уровне. Совет Федерации защищает интересы субъектов РФ, поддерживает внутреннюю политическую стабильность, обеспечивает интеграцию регионов в единое государственное пространство и формирует правовые основы развития России. Решения Совета Федерации непосредственно влияют на судьбоносные для страны вопросы: сохранение территориальной целостности, национальную безопасность и кадровую политику на уровне высших органов власти.