Загрузка...

Избирательное законодательство России

Избирательное законодательство России

Развитие законодательства в сфере избирательного права

Россия является одной из первых стран в мире, где конституционно было закреплено всеобщее избирательное право. Значительный шаг в демократизации избирательной системы был сделан 5 декабря 1936 года, когда была принята новая Конституция СССР. Этот документ впервые установил всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Согласно Конституции, право участвовать в выборах депутатов предоставлялось всем гражданам СССР, достигшим 18 лет, независимо от их социального происхождения и прошлой деятельности. Исключения были минимальными: право на выборы не имели лица, признанные умалишёнными, и те, что были лишены права судом. Принцип равенства распространялся и на мужчин, и на женщин, которые получили право не только избирать, но и быть избранными наравне с мужчинами.

Под конец существования Советского Союза избирательная система претерпела существенные изменения. В 1988–1989 годах на законодательном уровне были расширены политические свободы граждан. Принятый 1 декабря 1988 года Закон о выборах предусматривал возможность свободного выдвижения неограниченного числа кандидатов и проведение выборов на альтернативной основе. Эти реформы позволили впервые за долгие годы провести в 1989 году выборы народных депутатов СССР, которые имели альтернативный характер и вызвали широкий интерес и активность среди избирателей.

Конституция Российской Федерации 1993 года стала основополагающим документом, закрепившим принципы избирательного права в новой России. В ч.1 статьи 32 Конституции прямо установлено, что граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно (например, через референдумы), так и через своих представителей (через выборы органов власти). Это закрепляет народовластие как основу конституционного строя.

После принятия Конституции Российской Федерации 1993 года, ключевые положения, закрепляющие избирательные права граждан, были детально развернуты и конкретизированы в федеральном законодательстве. Основной правовой акт в этой сфере – Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Федеральный закон № 67-ФЗ выступает фундаментом всей избирательной системы России, закрепляя базовые избирательные права, гарантии процедур и возможности для прямого волеизъявления через выборы и референдумы. Он защищает права граждан, регулирует каждый этап избирательного процесса и обеспечивает прозрачность и легитимность выборов и всенародных голосований.

Основные принципы избирательного права России

В 1 главе № 67-ФЗ определяется, что российские граждане обладают неотъемлемым правом участвовать в выборах и референдумах на территории РФ.

  • Закон подробно определяет категории граждан, имеющих избирательные права – граждане России, достигшие 18 лет, сохраняющие право даже при проживании за рубежом.

  • Установлен принцип всеобщего, равного, прямого и тайного голосования – без дискриминации, при свободном волеизъявлении.

  • Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

Не имеют права избирать, быть избранными, осуществлять другие избирательные действия, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Прописываются прямое действие закона и его обязательность для всех субъектов – как государственных, так и муниципальных. В статье 2 раскрываются основные термины: кто такие избиратель, кандидат, избирательная комиссия, что такое избирательные кампании и референдумы. Закон подчёркивает верховенство собственных норм над региональными и иными федеральными актами: если возникает коллизия, применяется именно этот закон.

Организация и проведение референдумов, вопросы, выносимые на референдумы

Во второй главе Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ подробно регулируются вопросы, связанные с проведением референдумов, они в том числе конкретизируются в Федеральном конституционном законе от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации». Участники референдума образуют инициативную группу по проведению референдума, она должна состоять из региональных подгрупп, создаваемых более чем в половине субъектов Российской Федерации и в каждую должно входить не менее 100 участников референдума (жителей субъекта, где образована региональная подгруппа). Группа обязана пройти регистрациюв соответствующем избирательном органе, который осуществляет контроль за правильностью и полнотой представленных документов и соответствием требованиям закона. Законами установлены правила сбора подписей граждан, подтверждающих поддержку инициативы, а также порядок их проверки избирательными комиссиями.

Референдумы бывают трех уровней: Российской Федерации, субъекта и местный. На референдум субъекта Российской Федерации могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. На референдум Российской Федерации могут выноситься вопросы:

  • проект новой Конституции РФ;

  • проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором РФ;

  • вопросы, отнесенные Конституцией РФ к ведению РФ, а также к совместному ведению РФ и субъектов РФ.

На референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум не могут быть вынесены вопросы:

  • о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

  • о персональном составе органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления;

  • об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

  • о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, муниципального образования;

  • о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

На референдум Российской Федерации не могут выноситься вопросы:

  • об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного Конституцией Российской Федерации;

  • о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков проведения таких выборов;

  • об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

  • о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

  • об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

  • о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, или на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. 

Избирательные комиссии, комиссии референдума

Четвертая глава Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ определяет структуру и порядок образования всех уровней комиссий, отвечающих за организацию выборов и референдумов.

  • Определяется система комиссий: центральная, территориальная, окружная, участковая; указывается их статус и основные задачи по проведению избирательных процедур.

  • Подробно устанавливается процедура формирования комиссий – кто вправе выдвигать их состав, прозрачность назначения и принципы независимости их деятельности.

  • Прописываются полномочия каждой комиссии: подготовка, проведение и официальное оформление итогов выборов/референдума, разрешение спорных вопросов, обработка жалоб и обращений граждан.

  • Члены комиссий наделяются особым правовым статусом; для них действуют гарантии независимости, ответственность за выполнение обязанностей и возможность отстранения или роспуска комиссий при существенных нарушениях.

  • Для обеспечения прозрачности декларируется принцип гласности: деятельность всех комиссий должна быть максимально открыта для общественного контроля и наблюдения. 

Выдвижение, регистрация, статус кандидатов

Пятая глава устанавливает правила и гарантии для всех, кто пожелал стать кандидатом в выборном процессе или инициатором референдума.

  • Описывается процедура выдвижения кандидатов – самовыдвижение или через избирательные объединения, партийные списки; все формы равноправны, но для каждого типа предусмотрены отдельные требования.

  • Для регистрации кандидата нужно представить установленный набор документов и пройти проверку достоверности сведений, включая данные о доходах, судимостях, биографии.

  • Закон определяет процесс сбора подписей в поддержку кандидатов или инициатив референдума и порядок их проверки, чтобы предотвратить нарушения и фальсификации.

  • Подчеркивается важность свободного и равного доступа участников региона к процедурам выдвижения и регистрации, а отказ должен быть мотивирован и обоснован по закону.

  • Для инициативных групп референдума определены этапы создания, процедуры подтверждения поддержки, а также гарантии независимости их действий и законности кампании.

Федеральный закон устанавливает правовой статус всех субъектов выборного процесса – кандидатов, их доверенных лиц, членов инициативных групп по проведению референдума. В законе закреплено равенство прав для всех зарегистрированных участников: каждый кандидат получает возможность свободно агитировать, знакомить избирателей со своей программой и встречаться с гражданами. Для доверенных лиц предусмотрено право представлять кандидата, помогать вести агитацию, контролировать действия комиссий. При этом для кандидатов, занимающих должности в органах власти, существуют специальные ограничения, чтобы не допустить эксплуатации служебного положения. Участникам предоставляются гарантии защиты от неправомерных ограничений и вмешательства в их законную деятельность со стороны других лиц или организаций. 

Информационное обеспечение выборов и референдумов

Закон требует полноценного информирования всех избирателей об участниках кампании, о датах голосования, правилах и темах референдума. СМИ обязаны предоставлять площадки для агитации на равных условиях между всеми кандидатами и инициативными группами, а агитационный период строго регламентирован по времени и формам. Особое внимание уделяется ограничениям на скрытую рекламу, запретам на проведение агитации в «день тишины» и условиям изготовления и распространения агитационных материалов. Участникам референдума предоставляется гарантированный доступ к полному тексту проекта, выносимого на голосование. Всё это формирует прозрачный и честный информационный фон кампании, защищающий избирателей от манипуляций и давления.

Запреты в сфере информации:

  • В течение пяти дней до дня голосования и до момента окончания голосования на территории соответствующего избирательного округа, округа референдума в день голосования (последний день голосования) запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и референдумов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами и референдумами, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях.

  • Информация о проведении предвыборных и референдумных мероприятий в СМИ должна размещаться отдельными блоками и без комментариев. Эти сообщения не оплачиваются кандидатами или инициаторами референдума, в них не допускается предпочтение или дискриминация кого-либо по времени или объёму публикации.

  • В день голосования до момента окончания голосования на территории соответствующего избирательного округа, округа референдума запрещается публикация (обнародование) данных об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, в том числе размещение таких данных в информационно-телекоммуникационных сетях.

  • Запрещается привлекать к предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, в том числе использовать изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах.

  • Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также агитация, при проведении которой осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения. 

  • Предвыборные программы кандидатов, избирательных объединений, иные агитационные материалы, выступления кандидатов и их доверенных лиц, представителей и доверенных лиц избирательных объединений, представителей инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума, граждан на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации не должны содержать признаки экстремизма, призывы к экстремизму, либо иным способом побуждать к таким деяниям, а также обосновывать или оправдывать экстремизм.

Кому запрещается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы:

  • федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления;

  • лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, лицам, являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, – членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций);

  • воинским частям, военным учреждениям и организациям;

  • благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;

  • комиссиям, членам комиссий с правом решающего голоса;

  • иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;

  • международным организациям и международным общественным движениям;

  • представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, и представителям редакций сетевых изданий при осуществлении ими профессиональной деятельности.

Финансовое обеспечение выборов и референдумов строго регламентируется законом. Закон устанавливает, что подготовка и проведение выборов, референдумов финансируются за счет бюджетных средств соответствующего уровня, а избирательные фонды кандидатов и объединений формируются из легальных источников: собственные средства, добровольные пожертвования граждан и организаций, не запрещённых законодательством. Восьмая глава подробно описывает требования к отчетности, аудит, порядок контроля со стороны специальных служб, запрещает финансирование из иностранных и анонимных источников, а также вводит строгую ответственность за все нарушения.

Положения об организации, проведении и результатах голосования

Организация и осуществление голосования:

  • Голосование должно проходить в специально оборудованных помещениях, обеспечивающих тайну и безопасность волеизъявления граждан.

  • Для голосования предусмотрены различные формы: основное голосование в день выборов, досрочное голосование, голосование на дому для граждан с ограниченной подвижностью, а также электронное голосование в случае его организации.

  • У избирателей есть возможность проверить свое включение в список и, при необходимости, исправить ошибки.

  • Закон устанавливает обязательное условие сохранения тайны волеизъявления – никто не вправе требовать от избирателя раскрытия сделанного выбора.

  • Процедура голосования фиксируется с использованием специальных бюллетеней единых образцов и строгих правил по их выдаче и учету.

Результаты голосования:

  • Подсчет голосов осуществляется непосредственно на избирательном участке в присутствии членов избирательной комиссии и официальных наблюдателей.

  • Протоколы с итогами голосования передаются в территориальные и центральные комиссии для свода итогов.

  • Результаты голосования публикуются официально и становятся достоянием общественности.

  • Закон предоставляет право оспаривать действия комиссий, процедурные нарушения и результаты голосования в вышестоящие избирательные комиссии и суды.

  • Обжалование может привести к повторному пересчету, аннулированию результатов на отдельных участках или полном повторном голосовании.

  • В случае если по результатам голосования невозможно определить победителя или возникают вакантные места, процедура предусматривает назначение повторных выборов или дополнительных голосований.

Применение цифровых платформ в избирательном процессе

При подготовке и проведении выборов, референдума, а также для осуществления иных полномочий комиссий по обеспечению избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации используется Государственная автоматизированная система «Выборы» (ГАС «Выборы»), поддерживающая обработку и хранение данных о выборах. Её основные задачи – обеспечение прозрачности выборов, достоверности и оперативности обработки информации, единый учет избирателей, ввод сведений о кандидатах, формирование списков, автоматизация подсчёта голосов и публикация итогов. Система обеспечивает согласованную работу избирательных комиссий всех уровней: от Центральной до участковых, защищая данные и исключая влияние человеческого фактора на результаты.

ГАС «Выборы» применялась на выборах в России с 2000 года, в последние годы была разработана модернизированная версия – ГАС «Выборы 2.0». Эта новая платформа расширяет функционал дистанционного электронного голосования, цифровой подачи документов и электронного формирования итоговых протоколов с подписью. После успешных масштабных тестирований в 2025 году ГАС «Выборы 2.0» была внедрена в полном объёме на Едином дне голосования, что стало важным шагом в цифровой трансформации избирательной системы России.

Федеральный закон № 67-ФЗ – это всеобъемлющий правовой акт, который охватывает все важнейшие аспекты организации и проведения выборов и референдумов в России. В его положениях системно раскрываются гарантии реализации конституционного права на участие граждан в избирательных процедурах, а также порядок работы избирательных комиссий, регистрацию кандидатов, агитацию, финансирование, голосование, назначение и подведение итогов. Закон обеспечивает стабильность и легитимность избирательной системы России.