Загрузка...

Национальная политика России

Национальная политика России

«Безусловно, для нас также важны и необходимы культура, обычаи, языки каждого народа нашей огромной страны. Такое многообразие, забота о его сохранении – это основа основ национальной политики России».

В. В. Путин

Понятие и содержание

Впервые на уровне высшего государственного акта термин и содержание государственной национальной политики были зафиксированы в Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, утверждённой Указом Президента РФ от 15 июня 1996 г. В Концепции 1996 г. национальная политика описывается как система взглядов, принципов и приоритетов деятельности органов государственной власти в сфере национальных отношений, с акцентом на обеспечение единства и целостности России и согласование интересов всех народов страны.

Национальная политика Российской Федерации в 2025 году основывается на системном подходе к обеспечению внутренней стабильности и национальной безопасности. Она охватывает широкий спектр этнополитических, культурных и миграционных процессов. Ключевыми стратегическим документом, определяющим государственный курс в этой сфере, выступает Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2036 года. Также национальную политику регулируют Конституция РФ, ФЗ «Об общественных объединениях» от 19.05.1995, ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997, ФЗ «О национально-культурной автономии» от 17.06.1996, ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996.

Понятие государственной национальной политики в России эволюционировало от декларативной системы взглядов и принципов в 1996 году к комплексной стратегической системе мер по обеспечению национальной безопасности и единства в 2025 году. В Стратегии государственной национальной политики России на период до 2036 года национальная политика – это система стратегических приоритетов и мер, реализуемых органами публичной власти, институтами гражданского общества и направленных на:

  • укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации)

  • укрепление общероссийской гражданской идентичности (гражданского самосознания)

  • укрепление гражданского единства и патриотизма

  • укрепление межнационального (межэтнического) и межрелигиозного согласия

  • обеспечение поддержки этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации

  • недопущение дискриминации по признаку расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности

  • на профилактику экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной (этнической) и (или) религиозной почве.

Преемственность

Указ Президента РФ № 809 от 9 ноября 2022 года задает ценностный фундамент, который Стратегия 2036 г. развивает в конкретные приоритеты национальной политики. В Указе № 809 перечислены угрозы: искажение исторической правды, отрицание российской самобытности, ослабление гражданской идентичности и создание условий для межнациональных/межрелигиозных конфликтов – эти формулировки дословно отражены в Стратегии 2036 года.

Укрепление гражданского единства и идентичности: В Указе № 809 – «укрепление гражданского единства, общероссийской гражданской идентичности и российской самобытности, межнационального и межрелигиозного согласия на основе традиционных ценностей»; в Стратегии – укрепление исторически сложившегося государственного единства и целостности Российской Федерации. Также в Стратегии содержатся приоритеты: профилактика экстремизма и конфликтов на национальной/религиозной почве, обеспечение поддержки этнокультурного и языкового многообразия.

Целеполагание стратегического документа

Основной целью национальной политики России является обеспечение национальной безопасности, социальной устойчивости и единства общества. Стратегия по национальной политике направлена на обеспечение национальных интересов Российской Федерации, укрепление исторически сложившегося государственного единства и целостности Российской Федерации, сохранение и защиту этнокультурной самобытности ее народов, обеспечение конституционных прав и свобод граждан, гармонизацию межнациональных (межэтнических) отношений.

Национальная политика в широком смысле направлена на укрепление гражданского единства, гармонизацию межэтнических отношений, формирование российской идентичности и предотвращение этноконфликтов. В то же время, учитывая сложность и многоплановость миграционных процессов, их демографические, экономические и культурные последствия, миграционная сфера обособлена в отдельное направление государственной политики, требующее специфических инструментов и институциональных механизмов управления.

Оценка текущей ситуации

Документ включает оценку текущего положения дел. Современное российское общество объединено общим культурным (цивилизационным) кодом, который основан на сохранении и развитии русской культуры и языка, исторического и культурного наследия всех народов Российской Федерации, интегрировании их лучших достижений в единую российскую культуру. Итоги Всероссийской переписи населения 2020 года подтвердили, что Российская Федерация входит в первую десятку стран по численности населения и является одним из крупнейших многонациональных (полиэтнических) государств мира. На ее территории проживают представители свыше 190 народов, используются более 300 языков, из которых около 150 относятся к языкам народов Российской Федерации.

Подавляющее большинство населения Российской Федерации составляют русские (80,85% от числа лиц, указавших свою национальную принадлежность, по данным Всероссийской переписи населения 2020 года). На основании всероссийских переписей населения в целях соблюдения гарантий прав граждан Российской Федерации сформирован Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, включающий в себя в 2025 году 47 этнических общностей. Важнейшим фактором формирования и укрепления общероссийской гражданской идентичности (гражданского самосознания) является русский язык. По данным всероссийских переписей населения 2010 и 2020 годов, доля владеющих им сохраняется на уровне 99,4%.

Современное состояние межнациональных (межэтнических) отношений в Российской Федерации характеризуется как стабильное. Доля граждан Российской Федерации, положительно оценивающих отношения между представителями различных национальностей, в 2024 году по итогам социологических опросов составила 75,1%. Общероссийская гражданская идентичность (гражданское самосознание) стабильно преобладает среди других форм коллективной идентичности (локальной, религиозной, национальной) и в 2025 году превысила 92%.

Целевые показатели Стратегии национальной политики до 2036 года

В Стратегии национальной политики до 2036 года заложен набор четко заданных целевых показателей. К 2036 году планируется достижение следующих целевых показателей:

  • уровень общероссийской гражданской идентичности (гражданского самосознания) - не менее 95%;

  • доля граждан Российской Федерации, положительно оценивающих отношения между представителями различных национальностей в месте своего проживания, - не менее 85%;

  • число граждан Российской Федерации, проживающих в Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской области и Херсонской области и принимающих участие во всероссийских мероприятиях, - не менее 2560 тыс. человек;

  • доля граждан Российской Федерации, удовлетворенных качеством обеспечения своих национально-культурных потребностей (этнокультурных потребностей), - не менее 80%;

  • доля мероприятий, направленных на популяризацию русской культуры, в общем количестве этнокультурных мероприятий - не менее 50%;

  • доля граждан Российской Федерации, отмечающих отсутствие в отношении себя дискриминации по признаку национальной и языковой принадлежности, - не менее 90%;

  • доля информационных поводов, выявленных государственной информационной системой мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций и повлекших за собой принятие оперативных мер реагирования со стороны субъектов Российской Федерации, - не менее 95%;

  • доля иностранных граждан, охваченных мероприятиями по содействию их адаптации в Российской Федерации, - не менее 70%;

  • доля граждан Российской Федерации, допускающих возникновение серьезных конфликтов на национальной (этнической) почве в месте своего проживания, - не более 15%.

Угрозы и вызовы

Российская национальная политика сталкивается с комплексом внешних и внутренних угроз, усугубляющихся глобальной нестабильностью. Они перечислены в Стратегии по национальной политике до 2036 года.

Внешние угрозы

Недружественные государства пытаются раскачивать межэтнические и межрелигиозные отношения, провоцируя раскол общества через перенос зарубежных конфликтов и распространение терроризма, экстремизма, неонацизма и русофобии. Активизируется дискредитация русской культуры, искажение истории и антироссийская пропаганда, особенно на территориях новых регионов.

Внутренние угрозы

Гиперболизация этнических интересов под влиянием внешней пропаганды приводит к размыванию традиционных ценностей и утрате культурного наследия. Миграция меняет этнический состав регионов, создавая зоны концентрации мигрантов и предпосылки для конфликтов, подпитываемые соцсетями и НКО, продвигающими иностранные интересы.

Обзор Стратегии национальной политики до 2036

Новая Стратегия национальной политики направлена на укрепление единства и целостности страны, сохранение и защиту этнокультурной самобытности ее народов и гармонизацию межнациональных отношений. Предусмотрены развитие культуры таких отношений, защита исторической правды, традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей.

К 2036 г. уровень общероссийской гражданской идентичности должен составить не менее 95%, доля россиян, положительно оценивающих отношения между представителями различных национальностей, - не менее 85%, отмечающих отсутствие в отношении себя дискриминации по национальному или языковому признаку, - не менее 90%. Результатами реализации Стратегии должны стать сплоченность народа, укрепление статуса русского языка и снижение количества конфликтов.

В новой стратегии вводится понятие «государство-цивилизация», которое раньше не фигурировало в стратегиях национальной политики. Это расширенное видение России не только как многонационального государства, но как цивилизационного проекта с уникальным культурно-историческим кодом. Этот код основан на сохранении и развитии русской культуры и языка как основного цементирующего элемента общества.

Заключение

Реализация этой Стратегии помогает сохранить единство и целостность России, её внутреннюю стабильность. Стратегия даёт единую картину приоритетов государства в области межнациональных отношений, помогает координировать действия на федеральном и региональном уровнях, снижать риск этнической и социальной дестабилизации. Также она обеспечивает интеграцию новых территорий и связанную с этим юридическую и социальную гармонизацию. Она служит инструментом достижения демографических, культурных и экономических национальных целей к 2036 году.

Наблюдается переход от фрагментарной, культурно‑ориентированной политики к более целенаправленной, интеграционной и ориентированной на безопасность модели. Государство берёт на себя более активную роль в формировании гражданской идентичности, управлении миграцией и предотвращении межнациональных рисков; при этом усиливается институциональная координация и внедряются механизмы оценки и цифрового мониторинга.

Установленные Стратегией показатели не «формальность», а инструмент управления и ответственности. По итогам заседания Совета по межнациональным отношениям, состоявшегося 5 ноября, Президент РФ Владимир Путин поручил исполнительным органам регионов РФ принять меры по повышению эффективности реализации государственной национальной политики. Регионам предложено закрепить полномочия в сфере нацполитики за конкретным органом/подразделением внутренней политики при участии Администрации Президента. Это создаёт понятный центр ответственности на уровне субъекта: кто отвечает за показатели, тот и будет отчитываться за их достижение, а не «размывать» результат между ведомствами.