Современные миграционные тенденции в мире
В современном мире миграционный вопрос касается всех государств — развитых и развивающихся, доноров и реципиентов. Миграционные потоки становятся важнейшим фактором глобальной стабильности и источником политических трансформаций XXI века.
Быстрый рост населения планеты остаётся главным фактором, стимулирующим увеличение трансграничных миграционных потоков. По состоянию на 2025 год численность населения Земли достигла 8,2 млрд чел. и продолжает расти со скоростью на 70–80 млн чел. в год[1].
Среди основных причин миграции можно выделить:
Экономические — значительная разница в уровне жизни, оплате труда и возможностях трудоустройства между странами Севера и Юга.
Демографические — старение населения развитых стран при росте численности и молодого населения в развивающихся государствах.
Политические — конфликты, репрессии, внутренняя политическая нестабильность.
Климатические — различного рода природные катаклизмы.
Геополитические — рост взаимосвязанности и взаимозависимости между отдельными странами и континентами.
Технологические — развитие транспорта, связи и цифровых сервисов упростило перемещение людей и финансов.
Европа остаётся главным полюсом притяжения для мигрантов из Африки и Ближнего Востока. С 2015 года регион переживает систематический миграционный кризис, сопровождающийся ростом числа беженцев и нелегальных переселенцев, перегрузкой социальных систем и инфраструктуры, усилением ксенофобии и ростом радикальных политических движений. По прогнозам экспертов, Европа к середине XXI века станет зависимой от регулируемой миграции, поскольку её собственное население стареет и сокращается.
Непростая ситуация также наблюдается в США — страна занимает первое место в мире по общему числу проживающих в стране иммигрантов (около 50 млн). Миграция создаёт политическую поляризацию, особенно на фоне нелегальных миграционных потоков с юга. По данным на 2024 год, доля нелегальных мигрантов в США составляла 22% от общего миграционного потока. Несмотря на ужесточение политики, США остаются крупнейшим мировым центром притяжения трудовых мигрантов и высококвалифицированных специалистов.
Наибольшую долю мигрантов (постоянных резидентов) в общем населении сегодня имеют богатые арабские страны Залива — ОАЭ (88%), Катар (77%), Кувейт (73%), Бахрейн (55%), Оман (46,5%), Саудовская Аравия (38,6%). Наименьшее количество мигрантов наблюдается в таких странах, как Куба (доля мигрантов составляет 0,03% всего населения), Китай (0,07%), Вьетнам (0,08%), Индонезия (0,13%), Мадагаскар (0,13%), Мьянма (0,14%), Гаити (0,17%), Северная Корея (0,19%), Шри Ланка (0,19%), Филиппины (0,21%)[2].
Одним из ключевых вызовов, сопровождающих интенсификацию глобальных миграционных процессов, становится рост числа нелегальных мигрантов. По мере увеличения мировой мобильности людей нарастает и доля тех, кто переходит границы вне правового поля — без виз, разрешений, либо с нарушением сроков пребывания. Легальная миграция предполагает официальное пересечение границы и проживание на территории другой страны с соблюдением ее законодательства — при наличии визы, разрешения на временное проживание, вида на жительство или трудового патента. Идеального решения по борьбе с нелегальной миграцией в настоящее время не существует, и этот вызов остаётся крайне актуальным для многих государств мира.
Основные направления миграционной политики России
Перед Россией, как и перед большинством государств, стоит двойная задача: с одной стороны, нужно обеспечить безопасность, правопорядок и прозрачность миграционных потоков, с другой — для поддержания экономического развития необходимо привлечение трудовых мигрантов. Вызовы, связанные с миграционной динамикой, нашли своё отражение в Концепции миграционной политики России на период 2019–2025 годов. Концепция 2019 года была ориентирована на развитие механизмов легальной миграции, создание условий для упорядоченного въезда и проживания иностранных граждан, а также на снижение негативных последствий миграционных процессов через управление потоками и предотвращение нарушений законодательства.
С 2015 года регионы начали активно ужесточать требования к мигрантам и ограничивать сферы их трудовой деятельности. В 2025 году количество субъектов, которые ввели ограничения на деятельность мигрантов увеличилось по сравнению с 2024 годом. По данным МВД, в 51 субъекте Российской Федерации введён запрет на отдельные виды деятельности для иностранных граждан. Самой распространённой сферой ограничения для работы стал общественный транспорт и такси, затем идёт общепит, розничная торговля, услуги и образование.
За весну-лето 2024 года Госдумой были приняты 6 законов: был введён режим высылки, создан реестр контролируемых лиц, ужесточены правила пересечения границы и постановки на воинский учет, расширены полномочия МВД и сокращён максимальный срок временного пребывания иностранцев. Осенью в Госдуму был внесен пакет из 5 законопроектов, которые усиливают и дополняют действующее миграционное законодательство. Инициативы касались ужесточения наказания за подделку документов, правил проведения экзамена по русскому языку, разрешения на блокировку в досудебном порядке интернет-ресурсов. Организация незаконной миграции группой лиц теперь является тяжким преступлением, а отягчающим обстоятельством преступления для мигрантов стало их незаконное нахождение на территории России. Все 5 законов были приняты и подписаны В. В. Путиным.
В связи с новыми вызовами, изменениями в международной и демографической ситуации, а также значительным опытом реализации предыдущих стратегий, Концепция 2019 года требовала коренного обновления.
Обновлённая концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2026–2030 годы
Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 2025 года № 738 утвердил «Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации на 2026–2030 годы». Документ обновляет стратегические ориентиры в сфере миграции, продолжая развитие концепции 2019–2025 годов и адаптируя её к новым демографическим, экономическим и геополитическим условиям.
Миграционная политика России на 2026–2030 годы строится на принципе поддержки стратегических приоритетов страны и служит достижению национальных целей развития России. Главная задача — создать такую миграционную ситуацию, которая будет способствовать безопасности государства, развитию экономики, науки и технологий, гармоничному пространственному развитию, росту качества жизни, защите внутреннего рынка труда, а также поддержанию общественного согласия и сохранению культурного наследия и языковой идентичности всех народов России.
Ключевые нововведения Концепции 2026-2030:
Усиление ответственности работодателей;
Механизм целевого организованного набора (без права пребывания членов семей);
Программа содействия переселению соотечественников и иностранцев, разделяющих традиционные российские духовно-нравственные ценности;
Расширение полномочий силового блока и муниципальной власти.
Основным способом восполнения населения и обеспечения экономики трудовыми ресурсами по-прежнему считается естественный прирост. Миграционная политика лишь дополняет этот процесс, помогая временно привлекать иностранных работников в приоритетные отрасли экономики в тех случаях, когда собственных кадровых ресурсов недостаточно.
Основные принципы миграционной политики в Концепции 2026-2030:
приоритет интересов Российской Федерации и российских граждан, постоянно проживающих на её территории;
комплексность решения задач миграционной политики с учетом необходимости обеспечения безопасности государства, социально-экономического, научно-технологического, пространственного, культурного и иного развития Российской Федерации;
учет многообразия региональных и этнокультурных укладов жизни населения Российской Федерации;
обеспечение простоты и прозрачности процедур и условий въезда в Российскую Федерацию и временного пребывания на ее территории, получения права на осуществление трудовой деятельности или проживание в Российской Федерации;
координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере миграции;
участие институтов гражданского общества в реализации миграционной политики при соблюдении принципа невмешательства в деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Для реализации миграционной политики будут активно внедряться цифровые технологии. В частности, предусматривается создание единой биометрической системы, позволяющей иностранным гражданам регистрироваться в ней даже за пределами России с помощью специальных программ. Также планируется внедрение электронного механизма, через который можно будет заранее уведомлять власти о планируемом безвизовом въезде в Россию. При этом будут использоваться технологии искусственного интеллекта для обработки большого объёма данных, что повысит точность и эффективность контроля миграции.
Мигрантам будут помогать учить русский язык, адаптироваться к социальной и культурной жизни страны, соблюдать её законы и нормы, чтобы они могли полноценно участвовать в жизни общества. Каждый регион будет разрабатывать свои программы, адаптированные к локальным нуждам и возможностям, что поможет решать специфические задачи и эффективно использовать миграционный ресурс.
В рамках реализации Концепции миграционной политики 2026-2030 будут созданы условия для добровольного переселения в Россию людей, сохраняющих связь с Россией — этнических русских и тех, кто ранее жил в стране. Также будет оказано содействие переезду в Российскую Федерацию иностранных граждан, разделяющих традиционные российские духовно-нравственные ценности.
Усиление контроля
В сфере усиления контроля за мигрантами и работодателями в новой миграционной политике акцент сделан на комплексных цифровых и организационных мерах. Формируется цифровой профиль иностранного гражданина, объединяющий данные о регистрации, пересечении границы, трудовой деятельности, административных правонарушениях, налогах, медобслуживании и других важных аспектах. Усиливается ответственность работодателей за привлечение мигрантов без соблюдения миграционного и трудового законодательства, внедряются меры контроля за нарушениями, включая цифровизацию трудовых договоров и квотирование иностранных работников. Контроль за мигрантами выстраивается по принципу непрерывного мониторинга на всём пути — начиная с пересечения границы. Эти технологии позволяют быстро идентифицировать мигрантов, минимизировать возможности для нелегального пребывания и обеспечить прозрачность всех процедур.
В новой концепции миграционной политики усиливается роль силовых структур: за общее координирование отвечает Совет Безопасности РФ, а основную работу по формированию и реализации миграционной политики ведёт МВД России. При этом подразделения по вопросам миграции получают расширенные полномочия, включая средства оперативного розыска и самостоятельное ведение дознаний для борьбы с незаконной миграцией и преступностью, связанной с ней.
Планируется обновить порядок привлечения иностранной рабочей силы в Россию через систему организованного набора. Этот механизм предполагает, что мигранты будут приезжать в страну для работы по заявке конкретного работодателя, который несёт полную ответственность за соблюдение всех условий трудового контракта и за пребывание работника на территории России. После завершения срока договора иностранный специалист обязан вернуться в страну проживания.
Система организованного найма ориентирована на точечное удовлетворение потребностей экономики в кадрах, исключая хаотичный приток мигрантов. При этом пребывание членов семей иностранных работников в Российской Федерации не предусматривается, чтобы снизить нагрузку на социальную инфраструктуру и не допустить формирования постоянных миграционных сообществ.
Международное сотрудничество в сфере миграции
Россия планирует укреплять партнёрские отношения с ключевыми странами-донорами и странами-транзитёрами миграционных потоков. Основная цель — обеспечить законность и управляемость миграции, а также создать механизмы возвращения лиц, незаконно находящихся в РФ, в страны их гражданства. Будет расширена сеть международных соглашений, регулирующих порядок обмена информацией, признания документов, выдачи виз, реадмиссии (возврата граждан), совместного расследования нарушений миграционного законодательства.
Россия будет активно сотрудничать с международными организациями и иностранными партнерамидля регулирования миграционных потоков. Концепция предусматривает развитие международного сотрудничества в сферах защиты прав мигрантов, противодействия дискриминации и содействия социальной адаптации иностранных граждан. Россия заявляет о готовности делиться опытом и участвовать в международных гуманитарных инициативах.
Важное направление — обмен оперативной информацией с зарубежными партнёрами по вопросам незаконной миграции, торговли людьми, терроризма и экстремизма. Россия намерена усиливать участие в совместных операциях и соглашениях по защите национальной и международной безопасности.
Цели миграционной политики к 2030:
снижение числа незаконно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан;
снижение уровня преступности и административных правонарушений среди находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, в том числе несовершеннолетних;
снижение доли незаконно осуществляющих трудовую деятельность в Российской Федерации иностранных граждан;
снижение доли находящихся на территории Российской Федерации детей иностранных граждан, не посещающих общеобразовательные организации;
увеличение доли иностранных студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования в российских образовательных организациях высшего образования и научных организациях;
увеличение доли иностранных граждан, привлекаемых к осуществлению трудовой деятельности в порядке целевого организованного набора, исходя из потребности российской экономики в иностранной рабочей силе;
увеличение числа иностранных граждан, разделяющих традиционные российские духовно-нравственные ценности и переселившихся в Российскую Федерацию на постоянное место жительства.
Президент России В. В. Путин поручил Правительству до конца 2025 года утвердить план мероприятий по реализации концепции.
Новая Концепция государственной миграционной политики на 2026–2030 годы полностью учитывает современные актуальные вызовы, с которыми сталкивается Россия в сфере миграции. Она отражает объективные изменения демографической ситуации в стране, в том числе необходимость восполнения дефицита трудовых ресурсов и поддержки экономического роста. При этом концепция внимательно реагирует на угрозы национальной безопасности, связанные с нелегальной миграцией и проявлениями социального дисбаланса, учитывая изменения международной ситуации.
Документ нацелен на создание интегрированной системы управления миграционными потоками с использованием передовых цифровых технологий, включая биометрический контроль и искусственный интеллект, что обеспечит прозрачность и эффективность миграционного учёта. Особое внимание уделено развитию механизмов интеграции мигрантов в российское общество, созданию условий для их адаптации и соблюдению традиционных культурных и духовных ценностей страны. Таким образом, Концепция предлагает сбалансированный подход, способствующий устойчивому развитию России, укреплению социальной стабильности и повышению её международного имиджа как государства, обеспечивающего законность и гуманность в сфере миграции.
[1] Кортунов А.В. Миграции и международная безопасность: доклад № 101 / 2025 / [под ред. С.М. Гавриловой, И.А. Бочарова, А.П. Корзун, Д.О. Растегаева]; Российский совет по международным делам (РСМД). — М.: НП РСМД, 2025. — 52 с.
[2] Кортунов А.В. Миграции и международная безопасность: доклад № 101 / 2025 / [под ред. С.М. Гавриловой, И.А. Бочарова, А.П. Корзун, Д.О. Растегаева]; Российский совет по международным делам (РСМД). — М.: НП РСМД, 2025. — 52 с.