Становление и развитие парламентаризма в России
Первая партия в истории России была создана в 1898 году – Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП). Затем в начале XX века сформировались партии социалистов-революционеров (эсеров), «Союз русского народа», «Конституционно-демократическая партия», «Союз 17 октября». Появление первых политических партий стало предпосылкой для создания парламента и становления самостоятельной законодательной ветви власти.

6 августа 1905 года Николай II издал Манифест о создании и порядке формирования одной из палат парламента – Государственной Думы. Дума должна была выполнять исключительно законосовещательную функцию, однако впоследствии 17 октября 1905 года императором был подписан новый Манифест, который утвердил, что «никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы». Таким образом, Дума превратилась из совещательного в законодательный орган – нижнюю палату парламента Российской империи. Это было первой попыткой устройства в России системы представительной власти и начала формирования института парламентаризма.

С 1922 года в СССР партийная система характеризовалась монополией КПСС. Статус партии был закреплён конституционно: в статье 126 Конституции 1936 года КПСС провозглашалась «руководящим ядром» государственных и общественных организаций трудящихся, а в принятой в 1977 году Конституции СССР КПСС была провозглашена руководящей и направляющей силой советского общества в целом.
С 1990-х годов начался переход от однопартийной политической системы к многопартийной. Закон СССР «Об общественных объединениях» от 9 октября 1990 года позволил официально регистрировать политические партии, что существенно расширило их количество и разнообразие. Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, закрепила многопартийность как один из принципов политической жизни, гарантировала права и свободы граждан на создание и участие в политических партиях, а также определила порядок формирования и функционирования органов государственной власти.
Партийная система России прошла закономерное развитие с начала XX века до 2025 года, отражающее изменения в политическом, социальном и экономическом контексте страны. В начале XX века сформировался широкий спектр политических сил, стремившихся выразить интересы различных общественных групп. Со временем, в советский период, партийная система трансформировалась в однопартийную и, начиная с 1990-х годов, с возвращением многопартийности Россия вновь начала строить партийную систему, соответствующую новой политической реальности и запросам граждан.
Основные положения федерального закона №95-ФЗ от 11.07.2001
В 2025 году в России официально действуют 20 политических партий, 2 партии (не из 20) вероятно прекратят свою деятельность в ближайшее время: «Партия роста» и «Гражданская инициатива». Верховный Суд РФ вынес решение о ликвидации «Гражданской инициативы» по причине неучастия в выборах на протяжении 7 лет подряд. «Партия роста» официально объединилась с партией «Новые люди». 12 партий из всех зарегистрированных смогут участвовать в выборах депутатов Государственной Думы по партийному списку, минуя процедуру сбора подписей, то есть автоматически быть включёнными в избирательные бюллетени.
Основным нормативным актом, определяющим порядок создания, деятельности, контроля и ликвидации политических партий, выступает федеральный закон №95-ФЗ от 11.07.2001 «О политических партиях». В этом законе закреплен порядок образования и функционирования политических партий, определены права граждан на создание и вступление в партии, прописаны процедуры их внутренней работы и реорганизации. Закон гарантирует свободу партий и их равенство перед законом вне зависимости от идеологии, целей и задач.
Помимо Федерального закона № 95-ФЗ от 11.07.2001, деятельность политических партий в России также регулируется Федеральным законом № 67-ФЗ от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Закон регулирует именно избирательную сторону деятельности партий, дополняя основной закон о политических партиях. № 67-ФЗ защищает политические партии, успешно проявившие себя на выборах, облегчая их выдвижение на последующих выборах и снижая административные барьеры для участия в избирательном процессе. Кроме того, закон регулирует порядок регистрации кандидатов, создание избирательных фондов, а также права и обязанности доверенных лиц и представителей партий в ходе избирательной кампании.
Федеральный закон №95-ФЗ от 11.07.2001 регулирует в первую очередь внешние аспекты деятельности политических партий: правовые рамки их создания, регистрации, деятельности, реорганизации и ликвидации. При этом каждая партия самостоятельно определяет свою идеологию, цели, внутреннюю структуру и методы работы в своих уставных документах.
В федеральном законе партиям посвящён отдельный раздел, в котором определены их права, обязанности и порядок участия в политическом процессе страны.
Основные положения о партиях:
Политическая партия – это единственный вид общественного объединения, которое имеет право выдвигать кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органы государственной власти.
Партия вправе участвовать в выборах всех уровней, формировать списки, вести агитацию.
Партии обязаны соблюдать принципы прозрачности финансирования, отчётности, а также требования законодательства к процедурам внутренней демократии и реорганизации.
Законом установлен минимальный численный состав членов партии (500 человек) и географическая представленность для регистрации на федеральном уровне (не менее чем в половине субъектов РФ).
Политическая партия обязана один раз в три года представлять в федеральный уполномоченный орган информацию о продолжении своей деятельности с указанием численности членов политической партии и места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа, а также информацию о региональных отделениях с указанием численности членов политической партии в этих отделениях и мест нахождения постоянно действующих руководящих органов региональных отделений.
Федеральным законом определён порядок участия партий в избирательных кампаниях, включая сбор подписей, доступ к СМИ, финансирование и проведение публичных мероприятий. Введены требования к регулярной отчетности партий и указаны основания для приостановления или прекращения деятельности партии при нарушении закона.
Партии, которые участвуют в выборах, имеют право на получение государственной поддержки из федерального бюджета. Она предоставляется партиям по итогам выборов: если федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией на выборах депутатов Государственной Думы России, получил по результатам выборов не менее 3% голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу. Размер государственной субсидии рассчитывается исходя из количества голосов, умноженного на фиксированную ставку – в настоящее время 152 рубля за каждый голос. Такая поддержка призвана компенсировать значительные затраты партий на избирательные кампании и поддерживать их активное участие в политическом процессе.
Партии, получающие государственную поддержку по результатам выборов депутатов в Государственную Думу России в 2021 г.:
«Единая Россия»;
КПРФ;
ЛДПР;
«Справедливая Россия – За правду»;
«Новые люди».

Также поддержка партий со стороны государства предусмотрена за участие в выборах Президента. Если зарегистрированный кандидат на должность Президента России, выдвинутый политической партией, получил по результатам выборов не менее 3% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, то партия получает поддержку в размере 152 рубля за каждый голос.
Партии, получающие государственную поддержку по результатам выборов Президента России в 2024 г.:
КПРФ;
«Новые люди»;
ЛДПР.

Федеральный закон №95-ФЗ от 11.07.2001 создает правовые условия для развития многообразной партийной системы в России, защищая при этом права и свободы политических объединений:
Закон гарантирует свободу создания, деятельности и ликвидации политических партий.
Обеспечиваются равные права для всех партий независимо от их идеологии, целей и задач.
Установлены четкие и прозрачные процедуры регистрации партий, чтобы предотвратить необоснованные ограничения и гарантировать легальный статус партиям, соблюдающим нормы закона.
Гарантирована правовая защита прав партий и их членов, включая возможность обжалования решений, нарушающих права политических образований.
Основания для ликвидации политических партий и ограничения деятельности
В законе содержатся основания для ликвидации политических партий:
Несоблюдение требований к численности членов партии и представленности в регионах.
Отсутствие участия партии в выборах в течение семи лет подряд.
Несоблюдение требований по своевременной сдаче финансовой и иной отчетности.
Нарушение норм закона, Конституции РФ, включая организацию деятельности, противоречащей основам конституционного строя или правам граждан.
Неустранение выявленных нарушений после приостановления деятельности партии.
В законе также содержатся ограничения на создание и деятельность политических партий:
Запрещаются создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.
Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Партия не должна состоять из лиц одной профессии.
Не допускается деятельность политических партий и их структурных подразделений в органах государственной власти, органах публичной власти федеральных территорий и органах местного самоуправления (за исключением законодательных органов субъектов Российской Федерации, представительных органов федеральных территорий и представительных органов муниципальных образований), в Вооруженных Силах Российской Федерации, в правоохранительных органах, в аппаратах законодательных органов субъектов Российской Федерации, в аппаратах представительных органов федеральных территорий, в государственных организациях.
Запрещается вмешательство политических партий в учебный процесс образовательных организаций.
Контроль со стороны государства за деятельностью политических партий, а также возможная их ликвидация, являются необходимыми мерами для защиты национального суверенитета и обеспечения безопасности государства. Такой контроль позволяет предотвратить деятельность организаций, которые могут угрожать общественному порядку, конституционному строю и целостности страны.
В 2025 году количество официально зарегистрированных и действующих политических партий в России сократилось до 20. Остальные партии по прошествии времени были ликвидированы из-за несоблюдения требований федерального закона №95-ФЗ от 11.07.2001, таких как обязательное участие в выборах, поддержание минимальной численности членов, наличие активных региональных отделений и своевременное предоставление отчетности. Эти меры обеспечивают функционирование только тех партий, которые реально участвуют в политической жизни страны и соответствуют установленным законом стандартам.