Загрузка...

Операция “Легитимность”: чего ожидать от электоральных процедур посреди бесконечной войны?

15 июля в Сирии проходят выборы Народного совета – однопалатного национального парламента, – которые не снискали внимания прессы и широкой аудитории.

Тем не менее они представляют большой интерес не только для искушенных регионоведов, но и для специалистов по электоральным вопросам.

Контекст

– Выборы проходят в условиях относительного спокойствия в стране: боестолкновения преимущественно локализованы на севере вдоль границы с Турцией.

В мае 2023 года правительству в Дамаске удалось добиться восстановления Сирии в Лиге арабских государств, что говорит о признании Президента Башара Асада легитимным лидером и стремлении к нормализации отношений.

В конце июня 2024 года Президент Турции Реджеп Эрдоган заявил о необходимости нормализации сирийско-турецких отношений и готовности лично встретиться с Башаром Асадом для урегулирования сирийского кризиса.

– Сирия переживает глубокий финансовый кризис, в связи с чем в провинциях Сувайда и Даръа с августа 2023 года развернулось сильное протестное движение, требующее экономических и политических реформ, а также призывающее бойкотировать выборы.

– Солидарность с протестующими выразило руководство Автономной администрации северной и восточной Сирии, которое анонсировало собственные выборы муниципальных советов 11 июня 2024 года, однако по просьбе Эрдогана США надавили курдов, и те были вынуждены перенести выборы на август.

Избирательная система

Народный совет состоит из 250 депутатов;

127 мест зарезервированы для представителей рабочих и крестьян – группа мандатов А;

123 места выделены представителям остальных социальных страт – группа мандатов Б;

выборы проходят по системе множественного непередаваемого голоса в многомандатных округах: избиратель голосует за количество кандидатов, равное количеству мандатов в округе, побеждают набравшие простое большинство голосов.

– округами являются 14 провинций Сирии и город Алеппо;

– количество закрепленных за округами мандатов определяется указом Президента, игнорируя демографию регионов;

– кандидаты выдвигаются индивидуально, партийная принадлежность не указывается в бюллетене и в итоговых результатах;

– срок полномочий 4 года.

Избиратели

– всего зарегистрировано порядка 18 млн избирателей (точные данные отсутствуют);

– списки избирателей фактически не обновляются, а если обновляются, то процедура абсолютно не прозрачна;

– поправки в Закон о выборах от 2016 года наделили избирательным правом военнослужащих и сотрудников полиции;

– в то же время миллионы сирийцев за границей исключены из избирательного процесса ввиду отсутствия голосования за рубежом;

– выборы пройдут только в регионах, находящихся под контролем официального правительства (70% территории Сирии);

– избиратели, зарегистрированные в неподконтрольных районах, могут проголосовать на специальных участках на правительственной территории;

– в день выборов с 7:00 до 19:00 будет работать 8 151 избирательный участок.

Кандидаты

– заявки на регистрацию в качестве кандидатов подали 11 897 человек;

– Высший судебный комитет по выборам зарегистрировал 8 953 кандидата;

– в течение недели до выборов около 7 437 кандидатов снялись с выборов;

1 516 кандидатов примут участие в выборах, из них 169 выставлены правящей партией Баас.

Прогнозы

Выборы не принесут сюрпризов: все 169 кандидатов Баас будут избраны в Народный совет, как и большая часть кандидатов партий-партнеров по коалиции – Национальному прогрессивному фронту. Независимые кандидаты, которые пройдут в парламент, в большинстве случаев также будут связаны с правящей коалицией.

Перед новым составом Народного совета Сирии будет стоять ответственная задача: в 2025-2027 годах депутатам предстоит внести поправки в Конституцию (или принять новую), чтобы Башар Асад смог вновь обнулиться и пойти на 5-й президентский срок в 2028 году.

Спустя 13 лет войны, 400 тыс. погибших и 12 млн беженцев даже такие “выборы военного времени” с перспективой мирного урегулирования кажутся хорошей альтернативой.