Загрузка...

Интеграция России и Белоруссии в рамках Союзного государства


1. Что такое «Союзное государство»?

Союзное государство — это надгосударственное образование России и Белоруссии.

В зоны ответственности Союзного государства входят внешняя политика, оборона и безопасность, бюджетная, денежно‑кредитная и налоговая системы, таможенные вопросы, системы энергетики, транспорта и связи, культурные и гуманитарные вопросы.

Каждое государство сохраняет суверенитет, независимость, территориальную целостность, государственное устройство, Конституцию, государственный флаг, герб.

Фундаментальным шагом в отношениях России и Белоруссии стало подписание Договора о создании Союзного государства 8 декабря 1999, который стал юридической и политической основой для дальнейшей интеграции. 26 января 2000 года, после ратификации Договора парламентами двух стран, он вступил в силу.

В 2021 году стали наблюдаться продвижения в построении Союзного государства. 10 сентября 2021 года в Минске на заседании совета министров Союзного государства России и Белоруссии российский и белорусский премьеры Михаил Мишустин и Роман Головченко подписали 28 союзных программ и «Основные направления реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021—2023 годы».

5 ноября 2021 года президенты России и Белоруссии Владимир Путин и Александр Лукашенко подписали декрет Союзного государства «Об основных направлениях реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021—2023 годы», утвердив 28 программ по интеграции в вопросах налогов, кредитов, а также создания объединённых рынков нефти, газа и транспортных услуг.


2. Исторические предпосылки формирования Союзного государства России и Белоруссии

8 декабря 1991 года подписанием Беловежских соглашений был окончательно оформлен распад СССР.

26 декабря 1991 года Совет Республик Верховного Совета СССР принял декларацию о прекращении существования СССР. При этом в марте того же года более 76% граждан страны в ходе всесоюзного референдума проголосовали за сохранение Союза. Народное волеизъявление, не принятое тогдашним высшим руководством страны, многолетние этнические, родственные, духовные, культурные и экономические связи между Россией и Белоруссией послужили причиной для интеграции после трагических событий 1991 года.

21 февраля 1995 года в Минске между странами был подписан двусторонний договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Документ предусматривал создание условий для формирования единого экономического пространства, координации политики в сфере финансов и таможенных вопросов. Кроме того, закреплялась открытость границ и ликвидация пограничного контроля.

2 апреля 1996 года президенты Ельцин и Лукашенко подписали Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии. Согласно договору, предполагалось формирование единого экономического пространства и постепенный переход к единому законодательству. Через год Сообщество было реформировано в Союз России и Белоруссии.

Наконец, 8 декабря 1999 года, через 8 лет после событий в Беловежской пуще, президенты России и Белоруссии Борис Ельцин и Александр Лукашенко подписали Договор о создании Союзного государства, который вступил в силу 26 января 2000 года после ратификации парламентами двух стран. Этот документ стал юридической и политической основой для дальнейшего сближения двух стран в рамках интеграционного процесса.


3. Начало интеграции в рамках Союзного государства

Точкой отсчета нового этапа единения народов Беларуси и России принято считать 2 апреля 1996 года.

В этот день главами стран был подписан «Договор о создании сообщества Беларуси и России». Этот документ не был чем-то сенсационным, — лишь закреплял международный характер взаимодействия двух государств. С этого момента 2 апреля стало общим праздником — Днем единения народов России и Беларуси.

Ровно через год был подписан «Договор о Союзе Беларуси и России», страны начали сближение, и 23 мая был сформирован Устав союза. Проект договора о создании Союзного государства разрабатывался не только правительствами обеих стран, активное участие в его становлении сыграли общественные организации. Проект публиковали частями, в период с 8 октября 1998 года по 1 января 1999 года.

Сейчас Россия и Белоруссия работают над созданием единого политического, экономического, военного, таможенного, валютного, юридического, гуманитарного, рыночного и культурного пространства в рамках создания Союзного государства.

Союзное государство подразумевает объединение систем стран в перечисленных выше сферах, оно не подразумевает общих границ или фактического слияния государств.

Обе страны сохранят свои политические институты, независимость и принципы управления. Представлять Союзное государство будет объединенный парламент, в который войдут по 36 депутатов от России и Беларуси, Высший Государственный совет будет представлен главами стран-участниц.

Интеграция упростит экономические взаимодействия государств — проще станет пересекать границы, проходить таможню и устраиваться на работу. Интеграция создаст единую культурно-экономическую настройку, сохранив уникальность государственного устройства каждого государства — Белоруссия не станет федеративным субъектом России, просто взаимодействие стран будет намного проще, а народы — ближе.


4. Взаимодействие России и Белоруссии до подписания 28 соглашений в рамках Союзного государства

До самой идеи возникновения Союзного государства взаимодействие России и Белоруссии носили партнерско-союзнический характер, в том числе в рамках иных объединений — таких как СНГ и ОДКБ. Обе страны — члены-соучредители Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Таможенного союза.

Россия и Белоруссия ведут тесное партнерство в экономической, научной, культурной, политической и военной сферах.

Белоруссия — стратегический союзник России, это закреплено в Концепции внешней политики РФ. Одним из пунктов данной системы взглядов является расширение стратегического взаимодействия с Белоруссией в рамках Союзного государства и развитие интеграционных процессов во всех сферах.

Правовую базу российско-белорусских отношений составляют свыше 220 межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений.

В их числе:

  • Соглашение об организации сотрудничества в области перевозки нефтепродуктов из Белоруссии, предназначенных для поставки на экспорт в третьи страны через российские морские порты;
  • Соглашение об обеспечении равных прав граждан России и Белоруссии на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств — участников Союзного государства;
  • Соглашение о порядке оказания медпомощи в учреждениях здравоохранения, предполагающее, что не только граждане одной страны, постоянно проживающие в другой, но и временно пребывающие, имеют право на получение бесплатной медицинской помощи в государственных медучреждениях в случае возникновения проблем со здоровьем;
  • Соглашение о взаимном признании документов об образовании, ученых степенях и званиях;
  • Соглашение о порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов России и Белоруссии;
  • Соглашение об осуществлении транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе Союзного государства;
  • Соглашение о воздушном сообщении и сотрудничестве в области воздушного транспорта;
  • Соглашение о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности;
  • Соглашение о свободной торговле;
  • Соглашение о порядке взаимного признания государственных лицензий на осуществление строительной деятельности, выдаваемых лицензионными центрами России и Белоруссии;
  • Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования;
  • Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения, заключенный между Министерством здравоохранения и социального развития России и белорусскими Министерством труда и социальной защиты, Министерством здравоохранения и Министерством финансов.

4.1. Экономическое сотрудничество

Россия выступает одним из главных торговых партнеров Белоруссии, о чем свидетельствуют показатели первых двух кварталов 2021 года.

  • Товарооборот России с Беларусью составил более 17 млрд долларов, что на 42,41% больше, чем показатели 2020 года.
  • Экспорт России в Белоруссию — свыше 10 млрд долларов, что на 51,5% больше, чем показатели 2020 года. Основа российского экспорта — минеральные продукты, транспортные средства, оборудование, металлы, продукция химической промышленности.
  • Импорт России из Белоруссии — более 7 млрд долларов США, при этом в 2020-м было на 31 % меньше. Основа российский импорта — продовольственные товары, сельскохозяйственное сырье, техника, транспортные средства, металлы, текстиль, обувь.
  • Доля России в белорусском товарообороте со всеми странами — около 50%.
  • Доля Белоруссии во внешнеторговом обороте России — около 5%, она находится на четвертом месте среди торговых партнеров.

По информации Федеральной таможенной службы России, в 2019 году оборот внешней торговли России и Белоруссии составил 33,3 миллиарда долларов: российский экспорт — 20,5 миллиарда, и импорт — 12,8 миллиарда долларов.

Россия и Белоруссия совместно занимаются реализацией крупных инвестиционных проектов. Один из таких — Белорусская АЭС.

Россия — главный партнер Белоруссии в топливно-энергетической сфере. Через Белоруссию проходят постоянные поставки и транзит нефти, газа, угля.

Между государствами формируются объединенные рынки газа, нефти и электроэнергии Союзного государства и общих энергетических рынков ЕАЭС.

В Белоруссии налажено производство российской вакцины «Спутник V». Между странами идет постоянный обмен информацией, касающейся защиты от коронавирусной инфекции.

В Белоруссии действуют более 2 тыс. совместных предприятий с участием капитала из России.

4.2. Сотрудничество в сфере науки и образования

Учёные России и Белоруссии активно работают в Международной ассоциации академий наук (МААН).

В целях создания единого научно-технологического пространства Союзного государства реализуются совместные инновационные программы и проекты, такие как:

  • Программа «СКИФ-НЕДРА», подразумевающая «Исследования и разработку высокопроизводительных информационно-вычислительных технологий для увеличения и эффективного использования ресурсного потенциала углеводородного сырья Союзного государства».
  • Проект «ДНК-идентификация», подразумевающий «Разработку инновационных геногеографических и геномных технологий идентификации личности и индивидуальных особенностей человека на основе изучения генофондов регионов Союзного государства» для последующего выявления национальных особенностей жителей России и Белоруссии при восприятии лекарств.

В рамках Союзного государства учреждена премия в сфере науки и техники, размер которой — 5 млн российских рублей, ее вручают раз в 2 года российским и белорусским ученым за лучшие результаты совместных научных исследований.

Сегодня в Могилеве действует Белорусско-российский университет — крупнейший научно-образовательный центр, объединяющий университет, лицей, архитектурно-строительный колледж, институт повышения квалификации и переподготовки кадров.

Создаются условия для академической мобильности студентов и преподавательского состава вузов России и Беларуси.

4.3. Военное сотрудничество

Взаимодействие двух государств основывается на взаимных усилиях по поддержанию общего военного потенциала и реализации мер предотвращения военной угрозы, а также отражения возможной агрессии.

Стратегический характер отношений между странами выстраивается последовательно и динамично.

С 2000 года функционирует Региональная группировка войск (РГВ), которая проводит учения и тренировки.

Каждый год на российских полигонах проводятся тактические учения подразделений ВВС и войск ПВО Беларуси с боевой стрельбой.

Россия и Белоруссия ведут военное сотрудничество в рамках Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

На территории Белоруссии находятся 2 российских военных объекта:

  • Радиолокационная станция «Волга» — часть системы предупреждения о ракетном нападении.
  • 43-й узел связи военно-морского флота (ВМФ) России, обеспечивающий связь Главного штаба ВМФ России с атомными подводными лодками, ведущими боевое дежурство в Атлантическом, Индийском и части Тихого океанов.

В марте 2021 года министерства обороны Белоруссии и России подписали программу стратегического партнерства сроком на 5 лет, подразумевающую среди прочего создание 3-х центров совместной подготовки военных.

План сотрудничества между министерствами обороны Белоруссии и Россией включает более 160 мероприятий, 40% из которых практической направленности.

С 2009 года проводятся совместные военные учения «Запад», конкурсы «Армейские международные игры», оперативно-тактические учения «Славянское братство».

Сегодня в университетах Министерства обороны РФ в рамках реализации Соглашения о подготовке военных кадров для государств-членов ОДКБ производится обучение белорусских военнослужащих. Помимо прочего, в подведомственных Минобороны вузах проходят курсы повышения квалификации по программам дополнительного профессионального образования для белорусских военнослужащих.

Российский Военно-промышленный комплекс ВПК ведет сотрудничество с белорусскими заводами и конструкторскими бюро по более 1,5 тыс. видам военной техники.

Вооружение и техника в вооруженных силах России и Белоруссии схожи, более того, часть военной техники, производимой в России, комплектуется составляющими производства Белоруссии.

Страны ведут совместную работу по модернизации военной техники. Ярким примером этому служит появившаяся в 2000 году Межгосударственная финансово-промышленная группа (МФПГ) «Оборонительные системы», куда вошли 5 белорусских и 12 российских предприятий. Группа производит средства противовоздушной обороны, запасные части и вспомогательное оборудование, проводит ремонт техники.

4.4. Гуманитарное сотрудничество

В странах регулярно проходят дни культуры. В этом году с 31 октября по 3 ноября состоялись дни белорусской культуры в России, в рамках которых прошли показы кино и спектаклей, выставка художественных произведений. Также состоялось заседание российского и белорусского Министерств культуры.

В Белоруссии прошли Дни духовной культуры России, включившие в себя концерты, выставки, творческие встречи, конференции.

Долгие годы успешно развивается сотрудничество между представителями молодежи двух стран. Партнером Российского Союза Молодежи (РСМ) выступает Общественное объединение «Белорусский республиканский союз молодежи» (БРСМ). Совместными усилиями было организовано множество мероприятий, ставших традиционными, например, Международный межвузовский конкурс «Королева Весна», Международный молодежный лагерь «Бе-La-Русь», Фестиваль «Молодежь — за Союзное государство». Кроме того, совместными усилиями развиваются проекты по молодежному предпринимательству.

Также есть общий праздник — День единения народов Белоруссии и России (отмечается со 2 апреля 1997 года).

4.5. Граница между Россией и Белоруссией

Между Россией и Белоруссией действует практически единое миграционное пространство, подразумевающее облегченные условия взаимных поездок по внутренним документам без прохождения таможенного и пограничного контроля. Граждане 90 дней имеют право пребывать на территории другого государства, не регистрируясь.

Сближение в рамках Союзного государства затронуло и сферу мобильной связи. В России и Белоруссии для граждан действует «комфортный» роуминг — звонки между странами стали дешевле в несколько раз. В дальнейшем планируется полностью отменить роуминг внутри Союзного государства.

4.6. Представительства государств

Посольство Белоруссии действует в Москве, оно имеет филиалы в городах Екатеринбург, Казань, Калининград, Красноярск, Нижний Новгород, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Смоленск, Уфа, Хабаровск. Почётные консульства находятся в Краснодаре, Мурманске, Тюмени.

Посольство России расположено в Минске, генеральное консульство — в Бресте.


5. 28 программ, подписанных в рамках построения Союзного государства

В 2021 году развитие отношений между Москвой и Минском резко ускорилось, во многом из-за внешнего политического давления. В октябре Европарламент в своей резолюции впервые открыто осудил интеграцию двух стран, объяснив это в том числе беспокойством из-за военной кооперации, при которой демонстрируется враждебность к НАТО (в сентябре интеграция России и Белоруссии воплотилась в создании единой оборонной программы). Более того, в Страсбурге заявили, что если Россия продолжит интеграцию, то именно против Москвы будут приняты новые санкционные меры. При этом и российское, и белорусское руководство регулярно подчеркивает, что процесс интеграции — это не процесс поглощения одной страны другой.

Несмотря на это, в ноябре 2021 г. президенты Владимир Путин и Александр Лукашенко подписали Декрет Союзного государства, утверждающий 28 интеграционных программ и, отдельно, Военную доктрину и Концепцию миграционной политики. Также Лукашенко предложил реформировать союзные СМИ и создать медиахолдинг Союзного государства.

Президент России Владимир Путин отметил, что подписанные программы стали итогом долгих переговоров правительств и ведомств двух стран.

Уже в обозримом будущем будут объединены рынки нефти и электроэнергии, установлены равные права для субъектов хозяйствования и единой промышленной политики, а также появится общий доступ к госзакупкам и госзаказу. Полное название декрета — «Об Основных направлениях реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021-2023 годы», то есть изначально обозначены сроки исполнения.

28 программ:

  • Сближение макроэкономической политики.
  • Гармонизация денежно-кредитной политики и макропруденциального регулирования.
  • Гармонизация валютного регулирования и валютного контроля.
  • Гармонизация требований в области обеспечения информационной безопасности в финансовой сфере.
  • Гармонизация норм регулирования кредитных и некредитных финансовых организаций, а также финансового рынка в целом, включая обеспечение создания единых принципов страхования вкладов.
  • Гармонизация требований в области противодействия легализации (отмыванию) денежных средств и финансового терроризма для финансового сектора.
  • Интеграция платежных систем в области национальных систем платежных карт, систем передачи финансовых сообщений и расчетов, внедрения международного стандарта финансовых сообщений ISO 20 022, системы быстрых платежей, развития финансовых технологий, гармонизированных подходов в области надзора и наблюдения за платежными системами.
  • Гармонизация требований в области защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов, а также предотвращения недобросовестных практик на финансовом рынке.
  • Интеграция информационных систем государственных контролирующих органов по прослеживаемости товаров.
  • Интеграция информационных систем по маркировке товаров.
  • Гармонизация налогового и таможенного законодательства и сотрудничество в таможенной сфере.
  • Интеграция информационных систем государственных контролирующих органов в части ветеринарного и карантинного фитосанитарного контроля.
  • Интеграция информационных систем транспортного контроля государственных контролирующих органов.
  • Унификация регулирования транспортного рынка.
  • Формирование объединенного рынка газа.
  • Формирование объединенных рынков нефти и нефтепродуктов.
  • Формирование объединенного рынка электрической энергии.
  • Развитие атомной энергетики.
  • Формирование единой аграрной политики.
  • Формирование единой промышленной политики.
  • Введение единых правил доступа к государственному заказу и государственным закупкам.
  • Единые правила в области защиты прав потребителей.
  • Единые правила конкуренции.
  • Унификация требований к организации и осуществлению торговой деятельности.
  • Формирование единых принципов функционирования единого рынка связи и информатизации.
  • Унификация регулирования бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  • Унификация законодательства в сфере туристской деятельности.
  • Проведение согласованной политики в социально-трудовой сфере.

Программы можно разделить на несколько условных блоков:

  • финансы
  • налоги
  • газ, нефть, электроэнергия
  • госзакупки
  • транспорт
  • связь и IT
  • потребительские рынки

По словам премьер-министра России Михаила Мишустина, по сути, создается новое регулирование, для чего на законодательном уровне потребуется принять больше 400 актов и соглашений. Парламентам предстоит работа над общей «дорожной картой». Уже известно, что появится новый консультационный орган, а именно Комитет Союзного государства по налоговым вопросам, будет отменен роуминг на общей территории, станут едиными тарифы на авиа- и железнодорожных перевозках.

Идет работа и над созданием символики Союзного государства. «Ищем символ из совместной истории. Может быть, не только современной. Может быть, той, которая уводит нас в глубокие века», — рассказал 16 ноября государственный секретарь СГ Дмитрий Мезенцев.


6. Возможное развитие взаимоотношений России и Белоруссии после подписания 28 союзных программ

6.1. Сфера финансов

Российский и белорусский центральные банки заключат соглашение, подразумевающее гармонизацию денежно-кредитной политики.

Этот шаг поспособствует формированию устойчиво низкого уровня инфляции в двух странах.

Будет скорректирована деятельность рынков лизинга и микрофинансовых организаций. Государства сблизят законодательство по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма.

Инвесторы и потребители смогут рассчитывать на равный объем защиты прав.

Банковские и страховые организации получат взаимный допуск на финансовые рынки двух стран.

Наладится сотрудничество в вопросах быстрых платежей, контроля за участниками рынка и передачи финансовых сообщений.

Будет проведена гармонизация правил открытия банковских счетов резидентами в банках-нерезидентах.

Появятся условия для консолидированной финансовой отчетности компаний двух стран и взаимного признания итогов аудита в сферах информационной безопасности и применения средств трансграничного контроля целостности и подлинности в ходе обмена электронной информацией.

6.2. Налогообложение

Появится специальный Комитет Союзного государства по налоговым вопросам, носящий консультативный характер.

Россия и Белоруссия заключат договоры об общих принципах налогообложения по косвенным налогам, в особенности налога на добавленную стоимость.

Будет создана интегрированная система администрирования косвенных налогов.

6.3. Объединенный газовый рынок

До декабря 2023 года Россия и Белоруссия решат, как будет действовать объединенный газовый рынок.

В дальнейшем сформируются единые рынки электроэнергии, нефти и нефтепродуктов.

В соответствии с действующими договоренностями в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), в 2025 году может быть запущен общий рынок газа.

6.4. Госзакупки

Российские участники госзакупок смогут пользоваться банковскими гарантиями белорусских банков.

Уравняется доступ к госзаказу и госзакупкам для компаний двух стран — белорусским компаниям не придется получать временные разрешения для участия в российских госзакупках.

Страны заключат межправительственное соглашение, регулирующее антимонопольное законодательство и устанавливающее единые правила конкуренции и полномочия регулирующих органов.

6.5. Транспорт

Будут развиты новые транспортные маршруты, связывающие города России и Белоруссии.

Разработают общие нормы законодательства в части требований к безопасности дорожного движения, размещению объектов дорожного сервиса.

Появится программное обеспечение, позволяющее обмениваться данными по итогам транспортного контроля на территории государств, что сделает автоперевозки более прозрачными и безопасными.

Для российских и белорусских самолетов будут действовать равные тарифы на услуги аэропортов и аэронавигации.

Изменения затронут и область железнодорожного транспорта. Предусмотрена унификации законодательства в сфере тарифного регулирования, лицензирования, организации пассажирских и грузовых перевозок.

Суда под российским и белорусским флагами во внутренних водах будут находиться по общим правилам.

6.6. Услуги связи и цифровизация

Отмена роуминга для телефонной связи на территории России и Белоруссии — у граждан появится возможность общения без серьезных финансовых затрат.

Предоставление госуслуг в электронной форме для россиян и белорусов, гармонизация электронного документооборота и использования цифровых подписей.

6.7. Регулирование рынка

Появятся единые правила в сфере защиты прав потребителей, единые требования в сфере регулирования торговли и общественного питания.

Взаимопризнание средств идентификации товаров, требующих обязательную маркировку. Сегодня такой маркировке подлежат лекарственные препараты, обувь, табачная продукция, парфюмерия, изделия из кожи.

Унификация законодательства в сфере туристской деятельности, в частности правил финансовой ответственности туроператоров перед клиентом.

6.8. Предпринимательство

Интеграция платежных систем значительно облегчит работу бизнеса.

Сближение макроэкономических политик создаст условия для совместной поддержки малого и среднего бизнеса, упорядочит рассмотрение случаев несостоятельности и банкротства.

Предпринимателям откроются новые возможности для ведения своего дела.

Бизнес обеих стран получит доступ к субсидиям, сможет привлекать средства в упрощенном порядке.

Промышленная кооперация приведет к созданию совместных компаний и предприятий, а значит поспособствует созданию новых рабочих мест.

Таможенники будут действовать, как одна команда, что упростит перемещение товаров, а значит работу ряда бизнесов.

6.9. Сельское хозяйство

Единая агропромышленная политика приведет к объединению усилий аграриев двух стран, что увеличит объёмы взаимной торговли сельскохозяйственной продукцией и обеспечит продовольственную безопасность.

Развитие совместных производств и единая политика поддержки производства позволят устранить экономические и технические барьеры и поспособствует увеличению товарооборота.

6.10. Мероприятия

В целях укрепления доверия и сотрудничества, а также налаживания партнёрских связей между регионами отдельное внимание будет уделено проведению ежегодных Форумов в регионах России и Белоруссии.


7. Органы Союзного государства

В соответствии с Договором о создании Союзного государства, вступившим в силу 26 января 2000 года, к органам Союзного государства Белоруссии и России относятся Высший Государственный Совет, Парламент, Совет Министров, Суд и Счетная палата.

Высший Государственный Совет Союзного государства

Высший Государственный Совет является высшим органом Союзного государства. В его состав входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов Белоруссии и Российской Федерации. В заседаниях Высшего Государственного Совета также участвуют Председатель Совета Министров, Председатели Палат Парламента, Председатель Суда Союзного государства.

Членами Высшего Государственного Совета являются:

  • Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко,
  • Президент Российской Федерации В.В. Путин,
  • Премьер-министр Правительства Республики Беларусь Р.А. Головченко,
  • Председатель Правительства Российской Федерации М.В. Мишустин,
  • Председатель Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь Н.И. Кочанова,
  • Председатель Палаты Представителей Национального Собрания Республики Беларусь В.П. Андрейченко,
  • Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко,
  • Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володин.

Основные задачи Высшего Государственного Совета:

  • определяет важнейшие вопросы развития Союзного государства;
  • образует в пределах своей компетенции органы Союзного государства, включая органы управления отраслевого и функционального характера;
  • назначает выборы в Палату Представителей Парламента Союзного государства;
  • утверждает бюджет Союзного государства, принятый Парламентом Союзного государства, и годовые отчеты о его исполнении;
  • утверждает международные договоры Союзного государства, ратифицированные Парламентом;
  • утверждает государственную символику Союзного государства;
  • определяет местопребывание органов Союзного государства;
  • заслушивает ежегодный отчет Председателя Совета Министров о реализации принятых решений.

Высший Государственный Совет выполняет и другие функции, отнесенные к его ведению Договором о создании Союзного государства либо переданные на его рассмотрение государствами-участниками. Высший Государственный Совет в пределах своих полномочий издает декреты, постановления и директивы. Акты Высшего Государственного Совета принимаются на основе единогласия государств-участников. Акт не является принятым, если одно из государств-участников высказалось против его принятия.

Председателем Высшего Государственного Совета является один из глав государств-участников на основе ротации если они не договорились об ином. В настоящее время функции Председателя Высшего Государственного Совета исполняет Президент Белоруссии А.Г. Лукашенко.

Председатель Высшего Государственного Совета:

  • организует работу Высшего Государственного Совета, председательствует на его заседаниях и подписывает принятые Высшим Государственным Советом акты, а также законы Союзного государства;
  • обращается к Парламенту с ежегодными посланиями о положении в Союзном государстве и основных направлениях его развития;
  • по поручению Высшего Государственного Совета ведет международные переговоры и подписывает от имени Союзного государства международные договоры, представляет Союзное государство в отношениях с иностранными государствами и международными организациями;
  • организует контроль за ходом реализации настоящего Договора и принимаемых Высшим Государственным Советом решений;
  • в пределах своих полномочий дает поручения Совету Министров Союзного государства;
  • по поручению Высшего Государственного Совета выполняет иные функции.

Парламентское Собрание Союза Беларуси и России

Парламент Союзного государства является представительным и законодательным органом Союзного государства. До формирования Парламента Союзного государства его функции выполняет Парламентское Собрание Союза Беларуси и России.

Председатель Парламентского Собрания: Володин Вячеслав Викторович (Российская Федерация).

Первый заместитель Председателя Парламентского Собрания: Андрейченко Владимир Павлович (Белоруссия).

Заместители Председателя Парламентского Собрания:

  • Исаченко Анатолий Михайлович,
  • Савиных Андрей Владимирович,
  • Мельников Иван Иванович,
  • Воробьев Юрий Леонидович.

Председатели комиссий Парламентского Собрания:

  • Туров Артём Викторович — председатель Комиссии по законодательству и Регламенту,
  • Калашников Сергей Вячеславович — председатель Комиссии по экономической политике,
  • Гончар Николай Николаевич — председатель Комиссии по бюджету и финансам,
  • Афанасьева Елена Владимировна — председатель Комиссии по социальной и молодежной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам,
  • Рачков Сергей Анатольевич — председатель Комиссии по вопросам внешней политики,
  • Белоконев Олег Алексеевич — председатель Комиссии по безопасности, обороне и борьбе с преступностью,
  • Васильков Николай Андреевич — председатель Комиссии по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий,
  • Давыдько Геннадий Брониславович — председатель Комиссии по информационной политике.

Совет Министров Союзного государства

Совет Министров является исполнительным органом Союзного государства. В него входят Председатель Совета Министров Союзного государства, главы правительств Белоруссии и России, министры иностранных дел, экономики и финансов государств-участников, руководители основных отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства, Государственный секретарь Союзного государства.

Председатель Совета Министров Союзного государства назначается Высшим Государственным Советом Союзного государства. Им может быть глава правительства одного из государств-участников на ротационной основе.

Председателем Совета Министров является Председатель Правительства Российской Федерации М.В. Мишустин.

Совет Министров в соответствии со своей компетенцией, определенной настоящим Договором и решениями Высшего Государственного Совета:

  • разрабатывает основные направления общей политики по вопросам развития Союзного государства и вносит их в Высший Государственный Совет для рассмотрения;
  • вносит в Парламент Союзного государства проекты союзных законов и Основ законодательства;
  • обеспечивает контроль за выполнением положений Союзного Договора, актов Союзного государства и при необходимости вносит мотивированные представления государствам-участникам в случае невыполнения обязательств, вытекающих из них;
  • разрабатывает и вносит в Парламент Союзного государства проект бюджета Союзного государства, обеспечивает исполнение бюджета, представляет Парламенту годовые и полугодовые отчеты об исполнении бюджета;
  • обеспечивает создание и развитие единого экономического пространства, проведение единой финансовой, налоговой, кредитной, денежной, валютной, ценовой и торговой политики;
  • способствует проведению согласованной политики государств-участников в международных делах, в сфере обороны, безопасности, обеспечения законности, прав и свобод граждан, обеспечения общественного порядка и борьбы с преступностью, а также в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и охраны окружающей среды.

Председатель Совета Министров Союзного государства:

  • осуществляет руководство деятельностью Совета Министров и организует его работу;
  • представляет Высшему Государственному Совету и Парламенту Союзного государства ежегодные доклады о деятельности Совета Министров;
  • подписывает акты Совета Министров;
  • по поручению Высшего Государственного Совета и в пределах предоставленных им полномочий проводит переговоры и подписывает международные договоры от имени Союзного государства.

Группа высокого уровня Совета Министров Союзного государства

Группа высокого уровня Совета Министров Союзного государства является рабочим органом, созданным в целях повышения эффективности деятельности Совета Министров Союзного государства. Группа образована постановлением Совета Министров Союзного государства от 18 июля 2012 года № 26.

Состав Группы высокого уровня Совета Министров Союзного государства:

  • А.Л. Оверчук — Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации (Председатель Российской части Группы высокого уровня);
  • В.И. Семашко — Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Российской Федерации (Председатель Белорусской части Группы высокого уровня).

Основными функциями Группы высокого уровня являются:

  • обсуждение актуальных вопросов российско-белорусского сотрудничества и союзного строительства;
  • рассмотрение проектов повесток заседаний Совета Министров и Высшего Государственного Совета Союзного государства, хода подготовки согласованных материалов по вопросам повестки заседаний;
  • выполнение иных функций в соответствии с поручениями Совета Министров Союзного государства.

Постоянный Комитет Союзного государства

Постоянный Комитет Союзного государства является рабочим аппаратом Высшего Государственного Совета Союзного государства и Совета Министров Союзного государства. Образован в соответствии с Договором о создании Союзного государства и Постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 27 июня 2000 г. №13.

В своей деятельности Постоянный Комитет руководствуется Договором о создании Союзного государства, который подписан 8 декабря 1999 года президентами Российской Федерации и Республики Беларусь, а также Программой действий по реализации положений Договора, Статутом Высшего Государственного Совета Союзного государства, Положением о Совете Министров Союзного государства, иными нормативно-правовыми актами, национальными законодательствами государств-участников.

Руководит работой Постоянного Комитета Государственный секретарь Союзного государства, а также в состав Постоянного Комитета входят четыре члена Постоянного Комитета, являющиеся по должности его заместителями. Два члена Постоянного Комитета представляют Белорусскую Сторону, два члена — Российскую Сторону.

Постоянный Комитет подотчетен Совету Министров.

Государственным секретарем Союзного государства является Дмитрий Федорович Мезенцев.

Функции Постоянного Комитета Союзного государства:

  • готовит для Совета Министров предложения по проектам законов и Основ законодательства Союзного государства, по унификации законодательств государств-участников;
  • организует разработку предложений по стратегии развития Союзного государства и вносит их в Совет Министров;
  • организует реализацию положений Договора и Программы, подготовку предложений по выполнению задач Союзного государства;
  • координирует работу отраслевых и функциональных органов Союзного государства и их взаимодействие с национальными органами государств-участников;
  • изучает и анализирует работу отраслевых и функциональных органов Союзного государства, вносит в Совет Министров предложения по улучшению их деятельности;
  • обеспечивает деятельность Высшего Государственного Совета и Совета Министров в соответствии с их регламентами и является ответственным за подготовку их заседаний;
  • разрабатывает проект бюджета Союзного государства, организует исполнение бюджета Союзного государства и готовит проекты отчетов о его исполнении;
  • совместно с соответствующими органами государств-участников Союзного государства осуществляет предварительное рассмотрение программ, проектов и мероприятий Союзного государства, представляет заключения по ним в Совет Министров, а также информирует Совет Министров о ходе их выполнения;
  • направляет принятые Высшим Государственным Советом и Советом Министров акты заинтересованным органам и организациям;
  • подготавливает для Высшего Государственного Совета и Совета Министров заключения по проектам вносимых на их рассмотрение актов Союзного государства, а также проектам международных договоров Союзного государства;
  • осуществляет контроль за выполнением решений Высшего Государственного Совета и Совета Министров, а также поручений Председателя Высшего Государственного Совета, Председателя Совета Министров. При необходимости подготавливает и представляет в Совет Министров предложения о принятии дополнительных мер по обеспечению выполнения этих решений;
  • подготавливает совместно с заинтересованными органами Союзного государства и государств-участников проект ежегодного Послания Высшего Государственного Совета Парламенту Союзного государства;
  • обеспечивает взаимодействие Совета Министров с Парламентом, Судом, Счетной палатой Союзного государства;
  • формирует и вносит на рассмотрение Высшего Государственного Совета и Совета Министров проекты повестки их заседаний, планов работы;
  • осуществляет хранение актов Высшего Государственного Совета и Совета Министров;
  • выполняет другие функции, возлагаемые на него решениями Высшего Государственного Совета.

Суд Союзного государства

Суд Союзного государства является органом Союзного государства, который призван обеспечить единообразное толкование и применение настоящего Договора, нормативно-правовых актов Союзного государства.

По Договору в состав Суда войдут 9 судей, назначаемых Парламентом Союзного государства по представлению Высшего Государственного Совета. Судьи назначаются из граждан Союзного государства, обладающих высокими профессиональными и моральными качествами, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым для назначения на высшие судебные должности в государствах-участниках, и действуют в личном качестве.

В составе Суда не должно быть более 5 судей, являющихся гражданами одного государства. По Договору судьи независимы. Они назначаются сроком на 6 лет. Допускается назначение судей еще на один срок. Каждые 2 года происходит обновление трети состава членов Суда. При первоначальном назначении треть судей назначается сроком на 2 года и треть — на 4 года. Из числа судей Суд избирает Председателя и его заместителя, которые не могут быть гражданами одного государства-участника.

Утверждает Устав и Регламент Суда Высший Государственный Совет.

Каждое государство-участник, органы Союзного государства могут передавать на рассмотрение Суда любые вопросы, связанные с толкованием и применением настоящего Договора, нормативно-правовых актов Союзного государства.

Решения Суда принимаются двумя третями голосов от общего числа судей в соответствующем судебном заседании, имеют обязательную юридическую силу и подлежат официальному опубликованию.

В настоящее время Суд Союзного государства не сформирован.

Счетная палата

Счетная палата будет создана для осуществления контроля за финансами Союзного государства.

В соответствии с Договором Счетная палата состоит из 11 членов, назначаемых сроком на 6 лет из числа граждан государств-участников, имеющих опыт работы в контрольно-ревизионных и аудиторских организациях, профессионализм и добросовестность которых не вызывают сомнений.

Члены Счетной палаты назначаются Парламентом Союзного государства по представлению Совета Министров. Члены Счетной палаты назначаются независимо от того, гражданами какого из государств-участников они являются. В состав Счетной палаты не может входить более 7 граждан одного и того же государства-участника.

Члены Счетной палаты избирают из своего состава Председателя и его заместителя, которые выполняют свои обязанности в течение двухлетнего периода и могут быть переизбраны. При этом Председатель Счетной палаты и его заместитель не могут быть гражданами одного и того же государства-участника.

Члены Счетной палаты действуют в интересах Союзного государства и при исполнении своих обязанностей являются полностью независимыми.

Счетная палата осуществляет контроль за исполнением доходных и расходных статей бюджета Союзного государства по объемам, структуре и целевому назначению, проверку отчетов о доходах и расходах всех органов Союзного государства, устанавливает, являются ли законными полученные доходы и произведенные расходы, а также выясняет, насколько рациональным было управление финансами, контролирует эффективность использования имущества Союзного государства.

Органы Союзного государства, национальные аудиторские организации либо компетентные органы государств-участников направляют в Счетную палату по ее запросу любые документы и информацию, необходимые для выполнения Счетной палатой возложенных на нее функций.

По итогам финансового года Счетная палата представляет Совету Министров и Парламенту ежегодный отчет. На основании рассмотрения доклада вышеупомянутые органы, действуя самостоятельно или совместно, могут вносить в Высший Государственный Совет предложения относительно оздоровления финансов Союзного государства.

Счетная палата устанавливает собственный регламент, который утверждается Советом Министров.