Загрузка...

Указ об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации

Показатели оценки эффективности работы глав регионов России:

  1. Доверие к власти
  2. Численность населения субъекта Российской Федерации
  3. Суммарный коэффициент рождаемости
  4. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении
  5. Уровень бедности
  6. Удовлетворенность граждан условиями для занятий физической культурой и спортом
  7. Удовлетворенность участников СВО условиями для медицинской реабилитации, переобучения и трудоустройства
  8. Уровень образования
  9. Эффективность системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи
  10. Доля людей, вовлеченных в добровольческую деятельность
  11. Условия для воспитания гармонично развитой, патриотичной и социально ответственной личности
  12. Количество семей, улучшивших жилищные условия
  13. Объем ввода в эксплуатацию жилой и нежилой недвижимости
  14. Качество среды для жизни в опорных населенных пунктах
  15. Доля автомобильных дорог крупнейших городских агломераций и автомобильных дорог регионального значения
  16. Доля парка общественного транспорта в агломерациях и городах
  17. Качество окружающей среды
  18. Темп роста (индекс роста) реального среднедушевого денежного дохода населения
  19. Темп роста (индекс роста) физического объема инвестиций в основной капитал
  20. Темп роста дохода в расчете на одного работника субъекта малого и среднего предпринимательства
  21. «Цифровая зрелость» государственного и муниципального управления, ключевых отраслей экономики и социальной сферы

«Мы часто говорим, что муниципальная власть ближе всего к людям. Конечно, так оно и есть. От нее напрямую зависит качество повседневной жизни наших граждан. И хочу вновь повторить: именно муниципальный уровень, местное самоуправление определяют образ всей нашей большой страны, так, как люди видят свое настоящее и будущее».

В. В. Путин, Президент РФ

Принятые в 2020 году поправки в Конституцию России закрепили важные социальные, экономические и политические гарантии, укрепили суверенитет России, а также заложили новые принципы формирования единой системы публичной власти. В развитие принципа укрепления вертикали единой системы публичной власти был подписан Указ Президента от 04.02.2021 №68 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», который установил перечень из 20 критериев для оценки деятельности глав субъектов и региональных правительств.

Впоследствии он утратил силу и был заменен Указом Президента от 28 ноября 2024 №1014 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации». Несмотря на то, что в названии Указа Президента от 28 ноября 2024 года №1014 упоминаются только главы и органы исполнительной власти субъектов, он охватывает все уровни единой системы публичной власти и является системообразующим документом. Только при грамотном взаимодействии всех уровней будет возможно достичь эффективных результатов по заданным критериям.

После внесенных в Конституцию России поправок прошло уже 5 лет, страна столкнулась с новыми вызовами, ответы на которые были отражены в Указе Президента от 07.05.2024 №309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». Указ утвердил 7 национальных целей развития в социальной, экономической, культурной сферах на ближайшее будущее.

Достижение национальных целей требует скоординированных действий всех уровней единой системы публичной власти — не только федеральных органов исполнительной власти, но и высших должностных лиц субъектов и глав муниципальных образований, за которыми также закрепляется ответственность за их достижение. Это потребовало корректировки Указа Президента от 04.02.2021 №68 с учетом новых вызовов, целей и задач государства.

28 ноября 2024 года был принят Указ Президента №1014 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации». Новым Указом был утвержден перечень из 21 показателя, по которым ведется оценка работы глав субъектов России и региональных правительств. Показатели эффективности работы губернаторов отражают успехи региональных властей в достижении национальных целей развития, утверждённых Президентом РФ.

Он отличается от предыдущего по нескольким пунктам: добавились 4 новых показателя «суммарный коэффициент рождаемости, удовлетворенность участников Специальной военной операции условиями для медицинской реабилитации, переобучения и трудоустройства, доля парка общественного транспорта, имеющего срок эксплуатации не старше нормативного, в агломерациях и городах, темп роста дохода в расчете на одного работника субъекта малого и среднего предпринимательства». В новом Указе исключены 3 показателя по сравнению с прошлым: «число посещений культурных мероприятий, темп роста (индекс роста) реальной среднемесячной заработной платы, численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых». 10 показателей сохранены без изменений, 7 показателей изменились в формулировках.

Показатели охватывают все сферы жизни населения: доверие к власти, социально-экономическое развитие региона, уровень образования, здравоохранения, доступность спорта, экологию, технологическое развитие. Указ Президента от 28.11.2024 №1014 внес важные изменения в оценку эффективности деятельности глав субъектов и исполнительных органов: теперь главы регионов отвечают не только за «сухие» показатели вроде построенных дорог или введённого жилья, но и за реальное восприятие их работы гражданами. Раньше было достаточно формальных отчетов о выполнении планов, даже если люди не чувствовали улучшений. Теперь 5 ключевых критериев (1, 6, 7, 10, 11) будут оцениваться через социологические исследования, а значит — власть на местах вынуждена учитывать не только статистику, но и мнение населения.

Перечень показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации:

1. Доверие к власти (доверие к Президенту Российской Федерации, высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации, уровень которого определяется в том числе посредством оценки общественного мнения в отношении достижения субъектами Российской Федерации национальных целей развития Российской Федерации)

Этот показатель идет первым и является самым важным из всей системы оценки деятельности глав и правительств регионов. Доверие к власти — это социологический показатель, который измеряется регулярными опросами общественного мнения через социологические службы (такие как ВЦИОМ, ФОМ или региональные исследовательские центры). Доверие — индикатор устойчивости власти, он отражает реальную легитимность власти и её способность решать проблемы людей. Доверие формирует стабильную политическую обстановку, которая позволяет эффективно проводить реформы, принимать решения. Регионы с высоким доверием чаще получают дополнительные субсидии и льготные кредиты, а бизнес и инвесторы охотнее вкладывают деньги в регионы с стабильной политической средой.

2. Численность населения субъекта Российской Федерации

Указ Президента от 07.05.2024 № 309 включает цель «Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи», поэтому главы субъектов обязаны создавать все возможные условия для роста рождаемости, снижения смертности, поддержки молодых семей, а также по привлечению молодых кадров в регион. Численность населения напрямую отражает социально-экономическую стабильность региона и эффективность управления.

Рост населения сигнализирует о комфортных условиях для жизни, доступной медицине, возможностях для карьерного развития. Важным аспектом также является зависимость бюджета региона от численности населения. Меньше людей — меньше доходов от НДФЛ, налогов бизнеса и т.д. Инвестиции приходят туда, где есть трудовые ресурсы. Убыль населения делает регион менее интересным для бизнеса. Численность населения также формирует политический вес региона (количество депутатов в Госдуме, объем федеральных субсидий).

3. Суммарный коэффициент рождаемости

Для достижения национальной цели «Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи» Указом Президента от 07.05.2024 №309 установлен целевой показатель: повышение суммарного коэффициента рождаемости до 1,6 к 2030 году и до 1,8 к 2036 году. Суммарный коэффициент рождаемости отражает демографическую ситуацию в регионе и влияет на будущее социально-экономическое развитие. Этот показатель позволяет оценить, насколько эффективно глава субъекта и правительство способствуют созданию условий для роста рождаемости и поддержки семей с детьми.

Высокая рождаемость способствует увеличению численности населения, что, в свою очередь, может привести к росту внутреннего спроса на товары и услуги, развитию инфраструктуры и социальных услуг. Кроме того, высокая рождаемость снижает демографическое старение населения и уменьшает нагрузку на пенсионную систему в долгосрочной перспективе.

4. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

Указом Президента от 07.05.2024 №309 установлен целевой показатель «увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2030 году и до 81 года к 2036 году» для достижения национальной цели «Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи». Этот показатель отражает общее состояние здоровья жителей региона и эффективность мер, предпринимаемых властью для его поддержания и улучшения.

Высокая ожидаемая продолжительность жизни свидетельствует о качественной медицине, здоровом образе жизни населения и благоприятных условиях жизни и работы в регионе. Низкий суммарный коэффициент рождаемости может говорить о наличии проблем, таких как низкий уровень жизни, отсутствие доступной социальной поддержки для семей с детьми, недостаточное развитие инфраструктуры для молодых семей и другие факторы, негативно влияющие на решение о рождении детей.

5. Уровень бедности

Согласно Указу Президента от 07.05.2024 №309, уровень бедности в стране должен быть ниже 7% к 2030 году, сокращение бедности — одна из ключевых национальных целей развития России. Этот показатель напрямую влияет на оценку работы глав регионов, так как отражает социальную эффективность власти и качество экономической политики в регионе. Бедность — это не только низкие доходы, но и ограниченный доступ к медицине, образованию, качественному жилью, рост социальной напряжённости. Регионы с высоким уровнем бедности не привлекают инвестиции, бизнес не развивается из-за низкого потребительского спроса. Борьба с бедностью — не просто отчётный показатель, а реальный индикатор того, насколько власть заботится о людях.

6. Удовлетворенность граждан условиями для занятий физической культурой и спортом

Для достижения национальной цели «Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи» Указом Президента от 07. 05.2024 №309 установлен целевой показатель: повышение к 2030 году уровня удовлетворенности граждан условиями для занятий физической культурой и спортом. Доступ к спортивным объектам и возможность заниматься физической активностью способствуют укреплению здоровья граждан, снижению заболеваемости и улучшению качества жизни. Удовлетворённость граждан условиями для занятий физической культурой и спортом является важным социологическим показателем. Он напрямую влияет на формирование отношения людей к власти, так как отражает качество жизни и заботу государства о здоровье населения.

7. Удовлетворенность участников Специальной военной операции условиями для медицинской реабилитации, переобучения и трудоустройства

Одним из ключевых приоритетов государства не раз озвученным Президентом России — поддержка участников СВО и их семей. В Указе Президента от 07.05.2024 №309 это также закреплено: «повышение к 2030 году уровня удовлетворенности участников Специальной военной операции условиями для медицинской реабилитации, переобучения и трудоустройства». Критерий оценки является социологическим, его получают из регулярных опросов военнослужащих. Опросы проводятся социологическими службами в сотрудничестве с профильными фондами поддержки, такими как «Защитники Отечества», а также через военкоматы, госпитали и реабилитационные центры. В показателе отражено, насколько главы регионов и правительства реально выполняют социальные обязательства перед участниками СВО.

Поддержка включает в себя качество медицинской реабилитации, программы переквалификации и доступность рабочих мест. Качественная реабилитация и трудоустройство участников СВО — это вклад в экономику региона, так как их навыки и опыт могут быть полезны в промышленности, силовых структурах и других сферах. Главы субъектов, которые обеспечивают участникам СВО достойные условия, укрепляют социальную стабильность в регионе. Напротив, провалы в этой сфере ведут к репутационным потерям, сокращению федерального финансирования и даже кадровым решениям, поскольку федеральный центр рассматривает поддержку участников СВО как один из ключевых приоритетов для страны.

8. Уровень образования

Высокий уровень образования населения способствует формированию квалифицированного кадрового резерва для различных отраслей экономики и социальной сферы. Специалисты с образованием необходимы для работы промышленных предприятий, образовательных учреждений, медицинских организаций и других ключевых структур. Образование способствует внедрению новых технологий, что важно для создания конкурентоспособной экономики в условиях глобальных вызовов. Регионы с ведущими в стране учебными заведениями привлекают молодых людей со всей страны, что особенно актуально в решении проблем кадрового дефицита и оттока населения в другие регионы.

9. Эффективность системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи

Для достижения национальной цели «Реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности» Указом Президента от 07.05.2024 №309 установлен целевой показатель: обеспечение к 2030 году функционирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи, основанной на принципах ответственности, справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию 100 процентов обучающихся. Этот критерий является важным, поскольку напрямую влияет на подготовку будущих профессионалов в разных сферах для территории и страны в целом.

По нему можно оценить, насколько в регионе созданы условия для раннего распознавания одаренности, предоставления возможностей для роста талантливым детям из всех социальных слоев и построения непрерывной линии развития от школы до профессиональной реализации. Современная экономика требует высококвалифицированных кадров, а регионы, инвестирующие в таланты, получают долгосрочное конкурентное преимущество. Данный критерий служит индикатором дальновидности региональной власти, ее способности не только решать текущие проблемы, но и инвестировать в долгосрочное развитие территориичерез воспитание нового поколения профессионалов.

10. Доля людей, вовлеченных в добровольческую деятельность

Согласно Указу Президента от 07.05.2024 №309 к 2030 году доля молодых людей, вовлеченных в добровольческую и общественную деятельность, увеличится не менее чем до 45 процентов. Доля волонтеров служит важным индикатором социальной активности и зрелости гражданского общества в регионе. Этот социологический показатель отражает не только количественный охват населения волонтерскими практиками, но и качество социальной среды, способствующей формированию культуры взаимопомощи и осознанной гражданской позиции.

При оценке учитывается участие жителей в различных видах добровольчества — от социального сопровождения нуждающихся категорий граждан до экологических инициатив, событийного волонтерства и проектов в сфере образования. Особую ценность представляет устойчивое, системное вовлечение граждан, когда волонтерствостановится не разовой акцией, а частью образа жизни. Регионы с высокой долей волонтеров демонстрируют более высокий уровень социальной сплоченности, эффективнее решают локальные проблемы и создают благоприятную среду для реализации молодежной политики.

11. Условия для воспитания гармонично развитой, патриотичной и социально ответственной личности

Второй национальной целью, закрепленной в Указе Президента от 07.05.2024 №309, является «реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности». Этот социологический критерий оценки показывает эффективность региональной власти в вопросе создания среды для духовно-нравственного становления молодого поколения. Работа по этому показателю включает в себя три ключевых направления: образовательная политика, ценностное воспитание и создание социально-культурной среды.

Критерий учитывает как инфраструктурные условия (наличие молодежных центров, школьных музеев, площадок для добровольческих инициатив), так и качественные показатели — уровень вовлеченности подростков в социально значимую деятельность, динамику правонарушений среди молодежи, результаты социологических исследований ценностных ориентаций. Особую важность этот показатель приобретает в контексте национальной безопасности и укрепления суверенитета страны, так как именно гармонично развитая личность с четкой гражданской позицией становится основой стабильного общества.

12. Количество семей, улучшивших жилищные условия

Показатель отражает эффективность социальной политики региона и реальное качество жизни населения.Этот критерий подразумевает комплексный подход к решению жилищного вопроса через различные механизмы: социальную ипотеку, программы расселения аварийного фонда, поддержку молодых и многодетных семей, льготное кредитование, а также развитие арендного жилья. Качественное улучшение жилищных условий ведет к росту удовлетворенности граждан, повышению рождаемости и притоку молодых кадров в регион.Показатель особенно важен в контексте национальных демографических целей, так как наличие комфортного жилья напрямую влияет на решение семей заводить детей.

13. Объем ввода в эксплуатацию жилой и нежилой недвижимости

Объем ввода в эксплуатацию жилой и нежилой недвижимости служит ключевым индикатором инвестиционной привлекательности и экономического развития региона, он отражает эффективность градостроительной политики. В нежилом сегменте показатель учитывает ввод промышленных, офисных, торговых и логистических объектов, то есть деловую активность территории и ее готовность к размещению новых производств. Особенно важна комплексная застройка с созданием рабочих мест и социальной инфраструктуры, которая способствует формированию комфортной городской среды. Регионы с устойчивыми темпами ввода недвижимости демонстрируют более высокие показатели по привлечению инвестиций, созданию новых рабочих мест и наполняемости бюджета за счет налоговых поступлений.

14. Качество среды для жизни в опорных населенных пунктах

Для достижения национальной цели «Комфортная и безопасная среда» Указом Президента от 07.05.2024 №309 установлен целевой показатель: улучшение качества среды для жизни в опорных населенных пунктах на 30 процентов к 2030 году и на 60 процентов к 2036 году. Это комплексный показатель, оценивающий уровень комфорта и устойчивости развития ключевых территориальных центров региона, он включает в себя такие аспекты как доступность социальной инфраструктуры, экологическое благополучие, транспортная связанность, безопасность и культурно-досуговые возможности. Развитая среда в опорных населённых пунктах создаёт эффект «регионального магнита», способствуя закреплению населения и снижению оттока молодежи другие регионы. Также качественная городская среда становится конкурентным преимуществом территории, влияющим на решение бизнеса о размещении производств и выбор гражданами места жительства.

15. Доля автомобильных дорог крупнейших городских агломераций и автомобильных дорог регионального значения (включая дороги, отнесенные к опорной сети автомобильных дорог), соответствующих нормативам

Для достижения национальной цели «Комфортная и безопасная среда» Указом Президента от 07.05.2024 №309 установлен целевой показатель: увеличение к 2030 году доли соответствующих нормативным требованиям автомобильных дорог федерального значения и дорог крупнейших городских агломераций не менее чем до 85 процентов, опорной сети автомобильных дорог — не менее чем до 85 процентов, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения — не менее чем до 60 процентов. Показатель отражает уровень развития транспортной инфраструктуры региона и его инвестиционную привлекательность. Качественные дороги снижают логистические издержки для бизнеса, улучшают транспортную связность между населенными пунктами региона, повышают безопасность дорожного движения. Регионы с высокой долей нормативных дорог демонстрируют более высокие темпы экономического роста.

16. Доля парка общественного транспорта, имеющего срок эксплуатации не старше нормативного, в агломерациях и городах

Для достижения национальной цели «Комфортная и безопасная среда» Указом Президента от 07.05.2024 №309 установлен целевой показатель: увеличение к 2030 году в агломерациях и городах доли парка общественного транспорта, имеющего срок эксплуатации не старше нормативного, не менее чем до 85 процентов. Этот показатель отражает способность региональной власти обеспечивать своевременное обновление подвижного состава, что напрямую влияет на безопасность, комфорт и экологичность перевозок. При расчете учитывается весь спектр общественного транспорта — от муниципальных автобусов и трамваев до коммерческих маршруток. Особую значимость этот критерий приобретает в контексте улучшения городской среды — современный транспортный парк способствует снижению аварийности, уменьшению вредных выбросов и повышению привлекательности общественного транспорта для населения.

17. Качество окружающей среды

Этот показатель включает в себя чистоту воздуха, состояние водных ресурсов, почвы, сохранность природных экосистем, численность редких видов растений и животных, шумовое загрязнение, радиационную безопасность. Качество окружающей среды напрямую влияет на здоровье населения. Регионы с высоким качеством окружающей среды демонстрируют более высокую продолжительность жизни населения и снижают затраты на медицинское обслуживание. В таких регионах развивается экотуризм, а также сохраняется природный потенциал для будущих поколений.

18. Темп роста (индекс роста) реального среднедушевого денежного дохода населения

Показатель особенно важен для оценки результативности региональной политики в условиях современных экономических вызовов, потому что он отражает способность власти повышать уровень благосостояния граждан. Этот индикатор рассчитывается как процентное изменение доходов населения (зарплат, предпринимательских доходов, социальных выплат и других денежных поступлений) в расчете на душу населения, скорректированное на индекс потребительских цен на товары и услуги. На рост этого показателя влияют увеличение производительности труда, рост инвестиционной активности, развитие малого и среднего бизнеса, эффективная социальная поддержка, привлекательные условия для трудовой миграции.

19. Темп роста (индекс роста) физического объема инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета

Для достижения национальной цели «Устойчивая и динамичная экономика» Указом Президента от 07.05.2024 №309 установлен целевой показатель: увеличение к 2030 году объема инвестиций в основной капитал не менее чем на 60 процентов по сравнению с уровнем 2020 года за счет постоянного улучшения инвестиционного климата. Это важнейший показатель инвестиционной активности региона, отражающий динамику вложений в реальный сектор экономики за счет собственных и привлеченных средств бизнеса, а также региональных бюджетов. По сути, он демонстрирует, насколько регион самостоятельно способен создавать экономический рост через обновление производственных мощностей, внедрение новых технологий и развитие инфраструктуры. Регионы с устойчивым ростом этого показателя, как правило, демонстрируют лучшие результаты по производительности труда, диверсификации экономики и созданию высококвалифицированных рабочих мест.

20. Темп роста дохода в расчете на одного работника субъекта малого и среднего предпринимательства

Для достижения национальной цели «Устойчивая и динамичная экономика» Указом Президента от 07.05.2024 №309 установлен целевой показатель: обеспечение в 2024-2030 годах реального роста дохода на одного работника субъекта малого и среднего предпринимательства в 1,2 раза выше, чем рост валового внутреннего продукта. Этот показатель отражает способность местных предприятий увеличивать добавленную стоимость и демонстрирует реальное благополучие работников малого и среднего бизнеса, очищенное от влияния крупных корпораций. Рост значения этого показателя свидетельствует о здоровой конкурентной среде, успешной цифровизации процессов и повышении квалификации кадров в секторе малого и среднего предпринимательства. Показатель также зависит от эффективности оказываемых региональным правительством мер поддержки предпринимательства (финансовых, образовательных, правовых).

21. «Цифровая зрелость» государственного и муниципального управления, ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования

Для достижения национальной цели «Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы» Указом Президента от 07.05.2024 №309 установлен целевой показатель: достижение к 2030 году «цифровой зрелости» государственного и муниципального управления, ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, предполагающей автоматизацию большей части транзакций в рамках единых отраслевых цифровых платформ и модели управления на основе данных с учетом ускоренного внедрения технологий обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта.

Критерий предполагает не только наличие цифровых технологий, а их реальную интеграцию в управленческие процессы и различные сферы жизни. При внедрении различных цифровых сервисов людям быстрее оказываются услуги, система их предоставления прозрачная и помогает избегать лишней бюрократии. Цифровые технологии кардинально упрощают жизнь людей и повышают их благополучие.

Вывод

Благодаря закрепленным в Указе Президента от 28.11.2024 №1014 критериям появился единый подход к оценке работы глав субъектов России, что способствует более эффективному управлению регионами и достижению национальных целей развития. Регулярный мониторинг и анализ результатов по установленным критериям помогают своевременно выявлять проблемные зоны и принимать корректирующие меры, а также стимулировать регионы к более результативной работе в интересах граждан и государства.