Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей
9 ноября 2022 г. Указом Президента РФ № 809 были приняты Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей (в дальнейшем – «Основы»). Документ конкретизировал положения Стратегии национальной безопасности, новая редакция которой была принята в июле 2021 года. В Стратегии впервые подробно была затронута тема защиты традиционных духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти.
Традиционные российские ценности – это наши коллективные представления о самом важном, самом значимом, самом «ценном» для нас, которые являются фундаментом для российского общества. В Указе Президента, который является документом стратегического планирования, перечисляются эти ценности, их роль в развитии страны и общества, что сегодня им угрожает и какие шаги должна предпринимать Россия для их защиты.
Текст документа написан сухим языком, содержит термины и формулировки, которые сложны для восприятия. Поскольку этот документ во многом определяет пути развития страны и общества и напрямую затрагивает каждого гражданина России, я разобрал все пункты Указа и изложил их содержание простым и понятным языком.
Документ состоит из V глав и 32 пунктов:
- I. Общие положения
- II. Оценка ситуации, основные угрозы и риски для традиционных ценностей, сценарии развития ситуации
- III. Цели и задачи государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей
- IV. Инструменты реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей
- V. Ожидаемые результаты реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей
В I главе раскрывается понятие традиционных ценностей, что к ним относится и что повлияло на формирование мировоззрения российского общества. Особое внимание уделено объяснению роли традиционных ценностей как одного из ключевых факторов, обеспечивающих единство нашей многонациональной и многоконфессиональной страны.
II глава посвящена новым вызовам, с которыми столкнулась Россия. В ней перечислены страны и структуры, представляющие угрозу для традиционных российских ценностей, инструменты и методы, с помощью которых они воздействуют на российское общество, и преследуемые ими цели. Отдельные пункты посвящены рискам, с которыми столкнется страна, если ее недоброжелатели все-таки достигнут поставленных целей.
В III главе определены цели государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей и задачи, которые сегодня стоят перед страной.
В IV главе подробно перечислены инструменты, позволяющие решить поставленные задачи и обеспечить защиту традиционных российских ценностей. Так, к ним относятся:
- правовые инструменты;
- организационные инструменты;
- научно-аналитические инструменты;
- информационные инструменты.
В заключительной V главе перечислены ожидаемые результаты реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей.
1. Настоящие Основы являются документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определяющим систему целей, задач и инструментов реализации стратегического национального приоритета «Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти» в части, касающейся защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей (далее также — традиционные ценности).
2. Нормативно-правовую базу настоящих Основ составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Основы государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации.
3. Настоящие Основы конкретизируют отдельные положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Основ государственной культурной политики, Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы, указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
4. Традиционные ценности — это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России.
5. К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
6. Христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, являющиеся неотъемлемой частью российского исторического и духовного наследия, оказали значительное влияние на формирование традиционных ценностей, общих для верующих и неверующих граждан. Особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей принадлежит православию.
7. Российская Федерация рассматривает традиционные ценности как основу российского общества, позволяющую защищать и укреплять суверенитет России, обеспечивать единство нашей многонациональной и многоконфессиональной страны, осуществлять сбережение народа России и развитие человеческого потенциала.
8. Осмысление социальных, культурных, технологических процессов и явлений с опорой на традиционные ценности и накопленный культурно-исторический опыт позволяет народу России своевременно и эффективно реагировать на новые вызовы и угрозы, сохраняя общероссийскую гражданскую идентичность.
9. Государственная политика Российской Федерации по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей (далее — государственная политика по сохранению и укреплению традиционных ценностей) представляет собой совокупность скоординированных мер, осуществляемых Президентом Российской Федерации и иными органами публичной власти при участии институтов гражданского общества для противодействия социокультурным угрозам национальной безопасности Российской Федерации в части, касающейся защиты традиционных ценностей.
10. Государственная политика по сохранению и укреплению традиционных ценностей реализуется в области образования и воспитания, работы с молодежью, культуры, науки, межнациональных и межрелигиозных отношений, средств массовой информации и массовых коммуникаций, международного сотрудничества. В реализации такой государственной политики участвуют федеральные органы исполнительной власти, ведающие вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, общественной безопасности, и иные органы публичной власти в пределах своих полномочий.
II. Оценка ситуации, основные угрозы и риски для традиционных ценностей, сценарии развития ситуации
11. Усилия, предпринимаемые Российской Федерацией для развития духовного потенциала ее народа, способствуют повышению сплоченности российского общества, осознанию гражданами необходимости сохранения и укрепления традиционных ценностей в условиях глобального цивилизационного и ценностного кризиса, ведущего к утрате человечеством традиционных духовно-нравственных ориентиров и моральных принципов.
12. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации ситуация в России и в мире оценивается как требующая принятия неотложных мер по защите традиционных ценностей.
13. Угрозу традиционным ценностям представляют деятельность экстремистских и террористических организаций, отдельных средств массовой информации и массовых коммуникаций, действия Соединенных Штатов Америки и других недружественных иностранных государств, ряда транснациональных корпораций и иностранных некоммерческих организаций, а также деятельность некоторых организаций и лиц на территории России.
14. Идеологическое и психологическое воздействие на граждан ведет к насаждению чуждой российскому народу и разрушительной для российского общества системы идей и ценностей (далее — деструктивная идеология), включая культивирование эгоизма, вседозволенности, безнравственности, отрицание идеалов патриотизма, служения Отечеству, естественного продолжения жизни, ценности крепкой семьи, брака, многодетности, созидательного труда, позитивного вклада России в мировую историю и культуру, разрушение традиционной семьи с помощью пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений.
15. Деструктивное идеологическое воздействие на граждан России становится угрозой для демографической ситуации в стране.
16. Деятельность публично-правовых образований, организаций и лиц, способствующая распространению деструктивной идеологии, представляет объективную угрозу национальным интересам Российской Федерации.
17. Распространение деструктивной идеологии влечет за собой следующие риски:
а) создание условий для саморазрушения общества, ослабление семейных, дружеских и иных социальных связей;
б) усиление социокультурного расслоения общества, снижение роли социального партнерства, обесценивание идей созидательного труда и взаимопомощи;
в) причинение вреда нравственному здоровью людей, навязывание представлений, предполагающих отрицание человеческого достоинства и ценности человеческой жизни;
г) внедрение антиобщественных стереотипов поведения, распространение аморального образа жизни, вседозволенности и насилия, рост употребления алкоголя и наркотиков;
д) формирование общества, пренебрегающего духовно-нравственными ценностями;
е) искажение исторической правды, разрушение исторической памяти;
ж) отрицание российской самобытности, ослабление общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа России, создание условий для межнациональных и межрелигиозных конфликтов;
з) подрыв доверия к институтам государства, дискредитация идеи служения Отечеству, формирование негативного отношения к воинской службе и государственной службе в целом.
18. В целях сохранения и укрепления традиционных ценностей, пресечения распространения деструктивной идеологии реформы в области образования и воспитания, культуры, науки, средств массовой информации и массовых коммуникаций должны проводиться с учетом исторических традиций и накопленного российским обществом опыта при условии проведения широкого общественного обсуждения.
19. Решение проблем в области сохранения и укрепления традиционных ценностей должно осуществляться по следующим основным направлениям:
а) корректировка документов стратегического планирования в целях более эффективного решения задач по сохранению и укреплению традиционных ценностей, определения ориентиров для выбора целей и наиболее эффективных механизмов обеспечения национальных интересов в данной области;
б) обеспечение межведомственной координации деятельности по защите традиционных ценностей;
в) совершенствование системы государственной поддержки проектов в области культуры и образования с учетом целей государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей;
г) развитие и совершенствование форм и методов противодействия рискам, связанным с распространением деструктивной идеологии в информационном пространстве;
д) совершенствование форм и методов воспитания и образования детей и молодежи в соответствии с целями государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей;
е) повышение эффективности деятельности научных, образовательных, просветительских организаций и организаций культуры по защите исторической правды, сохранению исторической памяти, противодействию фальсификации истории;
ж) совершенствование деятельности правоохранительных органов по профилактике и пресечению противоправных действий, направленных на распространение деструктивной идеологии.
20. В дальнейшем ситуация может развиваться по позитивному либо негативному сценарию.
21. Позитивный сценарий будет реализован при условии системного и последовательного проведения государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей. Данный сценарий предполагает усиление защищенности российского общества от угроз и рисков для традиционных ценностей. Он ориентирован на формирование высоконравственной личности, воспитанной в духе уважения к традиционным ценностям, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Отечества. Позитивный сценарий предполагает постепенное преодоление существующих проблем, поиск ответов на новые вызовы исходя из традиционных ценностных ориентиров.
22. Негативный сценарий может быть реализован в случае отсутствия противодействия распространению деструктивной идеологии.
III. Цели и задачи государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей
23. Целями государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей являются:
а) сохранение и укрепление традиционных ценностей, обеспечение их передачи от поколения к поколению;
б) противодействие распространению деструктивной идеологии;
в) формирование на международной арене образа Российского государства как хранителя и защитника традиционных общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.
24. Реализация стратегического национального приоритета «Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти» предполагает решение следующих задач государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей:
а) укрепление гражданского единства, общероссийской гражданской идентичности и российской самобытности, межнационального и межрелигиозного согласия на основе объединяющей роли традиционных ценностей;
б) сохранение исторической памяти, противодействие попыткам фальсификации истории, сбережение исторического опыта формирования традиционных ценностей и их влияния на российскую историю, в том числе на жизнь и творчество выдающихся деятелей России;
в) сохранение, укрепление и продвижение традиционных семейных ценностей (в том числе защита института брака как союза мужчины и женщины), обеспечение преемственности поколений, забота о достойной жизни старшего поколения, формирование представления о сбережении народа России как об основном стратегическом национальном приоритете;
г) реализация государственной информационной политики, направленной на усиление роли традиционных ценностей в массовом сознании и противодействие распространению деструктивной идеологии;
д) воспитание в духе уважения к традиционным ценностям как ключевой инструмент государственной политики в области образования и культуры, необходимый для формирования гармонично развитой личности;
е) поддержка общественных проектов и институтов гражданского общества в области патриотического воспитания и сохранения историко-культурного наследия народов России;
ж) поддержка религиозных организаций традиционных конфессий, обеспечение их участия в деятельности, направленной на сохранение традиционных ценностей, противодействие деструктивным религиозным течениям;
з) формирование государственного заказа на проведение научных исследований, создание информационных и методических материалов (в том числе кинолетописи и других аудиовизуальных материалов), произведений литературы и искусства, оказание услуг, направленных на сохранение и популяризацию традиционных ценностей, а также обеспечение контроля качества выполнения этого государственного заказа;
и) обеспечение государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, предоставление доступа к ним в целях их популяризации как среды, формирующей историческое самосознание, воспитывающей любовь и уважение к Отечеству;
к) поддержка проектов, направленных на продвижение традиционных ценностей в информационной среде;
л) защита и поддержка русского языка как языка государствообразующего народа, обеспечение соблюдения норм современного русского литературного языка (в том числе недопущение использования нецензурной лексики), противодействие излишнему использованию иностранной лексики;
м) защита от внешнего деструктивного информационно-психологического воздействия, пресечение деятельности, направленной на разрушение традиционных ценностей в России;
н) повышение роли России в мире за счет продвижения традиционных российских духовно-нравственных ценностей, основанных на исконных общечеловеческих ценностях.
IV. Инструменты реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей
25. Правовыми инструментами реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей являются:
а) совершенствование нормативно-правовой базы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
б) разработка органами публичной власти документов стратегического планирования с учетом целей и задач государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей.
26. Основными организационными инструментами реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей являются:
а) разработка органами публичной власти планов мероприятий по реализации настоящих Основ;
б) оценка проектов (в том числе информационных и иных материалов), программ и мероприятий на предмет соответствия традиционным ценностям при решении вопроса о целесообразности их государственной поддержки;
в) мониторинг достижения целей государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей, в том числе выполнения планов мероприятий по реализации настоящих Основ;
г) осуществление органами публичной власти контроля за соответствием финансируемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации мероприятий целям и задачам государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей;
д) привлечение институтов гражданского общества, в том числе религиозных организаций, к участию в реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей.
27. Научно-аналитическими инструментами реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей являются:
а) проведение исследований по вопросам, связанным с реализацией государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, включая оценку эффективности реализации соответствующих программ и проектов;
б) разработка методических рекомендаций по реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей.
28. Информационным инструментом реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей является взаимодействие органов публичной власти со средствами массовой информации и массовых коммуникаций в целях популяризации и продвижения традиционных ценностей.
29. Мониторинг достижения целей государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей требует разработки соответствующей системы показателей, основанных на следующих данных:
а) официальная статистическая информация;
б) итоги социологических исследований;
в) результаты мониторинга проблемных ситуаций, связанных с сохранением и укреплением традиционных ценностей (по субъектам Российской Федерации и сферам ответственности органов публичной власти).
30. Финансовое обеспечение мероприятий по реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за счет иных источников финансирования в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом подготовка проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации должна осуществляться с учетом целей и задач этой государственной политики.
V. Ожидаемые результаты реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей
31. Реализация государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей будет способствовать сбережению и приумножению народа России, сохранению общероссийской гражданской идентичности, развитию человеческого потенциала, поддержанию гражданского мира и согласия в стране, укреплению законности и правопорядка, формированию безопасного информационного пространства, защите российского общества от распространения деструктивной идеологии, достижению национальных целей развития, повышению конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации.
32. По результатам оценки эффективности реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей положения настоящих Основ при необходимости подлежат корректировке не реже одного раза в шесть лет.
Комментарии
I. Общие положения
Основы — это документ стратегического планирования, определяющий цели и задачи государства в сфере защиты традиционных ценностей, культуры и исторической памяти. В Указе перечислены меры, которые должна предпринять страна и которые станут ответом на существующие угрозы. Это документ, от выполнения положений которого зависит обеспечение национальной безопасности России.
Укрепление государственной политики по сохранению традиционных ценностей было положено в 2020 году на всенародном голосовании по внесению поправок в Конституцию России.В новом тексте Основного закона России появились формулировки, направленные на укрепление традиционных ценностей и самобытности России.Основы подробно разъясняют пункты из Стратегии национальной безопасности РФ, в которой защита традиционных ценностей, культуры и исторической памяти впервые вошла в число стратегических национальных приоритетов.
Тесно сопряжены Основы и с другими документами стратегического планирования, затрагивающими вопросы культурной и национальной политики, информационной безопасности и противодействия экстремизму.
Традиционные ценности – это наши коллективные представления о том, что для нас наиболее важно, значимо, ценно. Эти представления передаются из поколения в поколение, поэтому и называются «традиционными». В России живут люди разных национальностей и вероисповеданий, но общие ценности объединяют нас и формируют гражданское и культурное единство.
В Основах определен перечень традиционных ценностей:
• Жизнь и достоинство человека, его права и свободы;
• Патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и единство народов, проживающих на территории России;
• Крепкая семья, высокие нравственные идеалы, созидательный труд;
• Приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость;
• Коллективизм, взаимопомощь, взаимное уважение.
Исторически традиционные ценности в значительной степени сформировались под влиянием религиозной этики традиционных для России религий (христианство, ислам, буддизм, иудаизм), при этом Православию принадлежит особая роль в этом процессе.
Многие нравственные принципы, которые прежде были частью религиозных учений, сегодня стали общими универсальными правилами и считаются естественной этической нормой.
Так мы воспринимаем, к примеру, библейские Десять заповедей. Заповеди «не убий», «не лги», «не укради» сегодня одинаково важны и для верующих, и для неверующих.
Со своей стороны, религиозные деятели России считают, что традиционные религии, несмотря на присущие им абсолютно разные представления в сфере богословия, придерживаются единой позиции в вопросах нравственности и морали.
Традиционные ценности – основа нашего общества, то, что придает нашей жизни коллективный смысл.
Они дают ответ на вопрос, почему мы такие, каковы мы есть, почему живем и трудимся в России, вместе работаем, учимся, воспитываем детей.
Поэтому от сохранения и укрепления традиционных ценностей зависит независимость нашей страны, единство народов, развитие человека, общества и страны.
В современном мире идет много сложных и неоднозначных социальных, культурных и технологических процессов. Чтобы не потерять свою идентичность, чтобы всегда оставаться самими собой, мы соотносим их с нашими ценностями и принимаем решения в зависимости от того, соответствуют ли они им, или нет.
Государственная политика России в сфере ценностей – это система скоординированных мер, которые осуществляет глава государства и другие органы публичной власти при участии гражданского общества. Эти совместные действия являются ответом на угрозы национальной безопасности России в вопросах, затрагивающих традиционные ценности.
Госполитика в сфере ценностей носит комплексный характер и затрагивает многие сферы нашей жизни. В том числе образование и воспитание, науку и культуру, информационную, национальную и молодежную политику, внешнеполитическую деятельность, вопросы обороны и общественной безопасности. За реализацию госполитики отвечают органы исполнительной и публичной власти, ответственные за вопросы обороны, безопасности и внутренних дел.
II. Оценка ситуации, основные угрозы и риски для традиционных ценностей, сценарии развития ситуации
Потеря нравственных ориентиров – это процесс, который сегодня затрагивает многие страны мира, и проблема уже давно приобрела глобальный характер. Повсеместно разрушаются мораль, культура, религия, семья. В России своевременно были предприняты меры для того, чтобы сохранить духовный потенциал народа, и эти меры дали свои результаты. Народ России понимает важность укрепления традиционных ценностей на фоне всего того, что происходит вокруг нас.
Действия государства по защите традиционных ценностей должны быть усилены, это вопрос национальной безопасности. Об этом говорится в Стратегии национальной безопасности РФ, где теперь защите традиционных ценностей посвящен особый раздел.
Традиционным ценностях угрожают различные силы, как внутри нашей страны, так и за рубежом. Угрозу для традиционных ценностей представляют действия:
• террористических и экстремистских организаций;
• США и других недружественных нам государств;
• транснациональных компаний и спонсируемых ими иностранных НКО;
• отдельных СМИ, физических лиц и организаций в самой России.
Враждебные нашему обществу силы занимаются идеологической и психологической обработкой населения.
Они разрушают коллективные представления российского общества о нравственности и морали. Вместо них внедряются ложные идеи, «вирусы сознания», которые духовно уничтожают и каждого человека по отдельности, и общество в целом. Это и есть главная цель деструктивной (разрушительной) идеологии.
Деструктивная (разрушительная) идеология включает в себя:
• культивирование эгоизма, вседозволенности, безнравственности;
• отрицание ценностей крепкой семьи, брака, многодетности;
• разрушение традиционной семьи с помощью пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений;
• отрицание идеалов патриотизма, служения Отечеству;
• отрицание позитивного вклада России в мировую историю и культуру;
• отрицание ценности созидательного труда.
Деструктивная (разрушительная) идеология, отрицающая традиционную семью, брак, рождение и воспитание детей, преследует одну единственную цель – сокращение численности населения, что приведет к уничтожению страны.
Распространение деструктивной (разрушительной) идеологии и деятельность занимающихся этим организаций и лиц – это угроза национальной безопасности России.
Чем опасно распространение деструктивной (разрушительной) идеологии?
Это мировоззрение разрушает нормальные человеческие отношения, семьи, сообщества родственников и друзей.
Обесценивается идея созидательного труда и разрушаются традиции взаимопомощи и дружбы.
Разрушается нравственность, отрицаются человеческое достоинство и представления о ценности человеческой жизни.
Пропагандируется аморальный образ жизни, употребление алкоголя и наркотиков, культ насилия.
Формирование общества вне морали и нравственности.
Переписывается история и разрушается историческая память народов России.
Разрушаются самобытность и единство народов нашей страны, создаются предпосылки для межнациональных и межрелигиозных конфликтов.
Подрывается доверие к государству, обесцениваются идеи служения Отечеству и защиты Родины.
Любые реформы в сфере науки, культуры, воспитания, образования должны проводиться с учетом наших исторических традиций и при наличии широкого общественного обсуждения.
Необходимо пресекать попытки внедрения деструктивной (разрушительной) идеологии под видом продвижения новых научных концепций или культурных новаций.
Для решения проблем в сфере защиты традиционных ценностей государство должно предпринять следующие шаги:
Внесение изменений в документы стратегического планирования с учетом поступающих угроз эффективности методов противодействия;
Обеспечение координации между ведомствами и институтами государства;
Поддержка проектов в сфере культуры и образования для сохранения и укрепления традиционных ценностей;
Разработка новых методов противодействия рискам, которые несет деструктивная (разрушительная) идеология в СМИ, Интернете и социальных сетях;
Изменение форм и методов воспитания детей и молодежи в соответствии с существующими традиционными ценностями;
У научно-образовательных, просветительских и культурных организаций появляется миссия по защите исторической правды, сохранению исторической памяти, борьбе с переписыванием истории.
Эти организации являются приоритетом для получения государственной поддержи.
Правоохранительные органы совершенствуют методы по профилактике и предотвращению преступлений, связанных с распространением деструктивной идеологии.
Ситуация в сфере традиционных ценностей в России может развиваться по позитивному либо негативному сценарию.
Позитивный сценарий возможен при условии реализации системных и последовательных мер, направленных на защиту традиционных ценностей.
Последовательная реализация этого сценария приведет к преодолению существующих проблем, формированию личности и воспитанию человека и гражданина, готового к созидательному труду и защите Отечества.
Если изложенные в Основах меры не будут реализованы, проблемы будут только нарастать, что приведет к разрушению общества и нравственному разложении личности.
III. Цели и задачи государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей
Цели госполитики в сфере традиционных ценностей:
• Сохранение и укрепление традиционных ценностей;
• Передача традиционных ценностей от поколения к поколению.
• Борьба с деструктивной (разрушительной) идеологией;
• Формирование образа России как государства – защитника традиционных ценностей в мире.
Для защиты традиционных ценностей, культуры и исторической памяти необходим решить следующие задачи:
Укреплять единство граждан, согласие между людьми разных национальностей и вероисповеданий на основе общих для всех традиционных ценностей.
Поощрять сохранение памяти и правды о важных исторических событиях, пресекать и разоблачать любые попытки исказить нашу историю.
Продвигать ценность семьи и взаимное уважение старших и младших.
Продвигать традиционные ценности с помощью телевидения, интернета, радио, печатных СМИ, формируя иммунитет к чуждым российскому обществу идеям и моделям поведения.
Осуществлять воспитание человека как гармонично развитой личности в духе уважения к традиционным ценностям через образование и культуру.
Поддерживать все полезные инициативы граждан, которые служат сохранению нашей истории и культуры.
Поддерживать традиционные религии России (православие, ислам, буддизм, иудаизм), помогать им осуществлять деятельность, направленную на сохранение духовности, нравственности, согласия и мира.
Защищать традиционные религии от сект и культов, разрушающих личность и общество.
Создавать научные исследования, произведения литературы и искусства, а также видео- и интернет-контент для защиты и продвижения традиционных ценностей, культуры, исторической правды и памяти.
Финансировать эти направления и обеспечивать контроль за их качеством.
Обеспечить охрану памятников истории и культуры народов России.
Популяризовать данные объекты с целью обеспечения культурной безопасности России.
Сделать возможным их посещение и изучение для максимально широкого круга людей.
Поддерживать проекты, продвигающие традиционные ценности в СМИ, Интернете и социальных сетях
Защищать русский язык, следить за его чистотой, снизить избыточное использование зарубежной лексики, бороться с использованием ненормативной (матерной) лексики.
Защищать граждан России от влияния пропаганды насилия, межнациональной и религиозной розни.
Укреплять отношения с другими народами и странами через продвижение российских традиционный ценностей, обозначая роль России в мире.
IV. Инструменты реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей
Для обеспечения защиты традиционных ценностей государство использует правовые инструменты.
К правовым инструмента относятся:
• внесение изменений в федеральные и региональные законы с учетом поставленных задач по сохранению традиционных ценностей;
• включение в документы стратегического планирования целей государства в сфере защиты традиционных ценностей.
Для обеспечения защиты традиционных ценностей государство использует организационные инструменты:
К организационным инструментам относятся:
• подготовка планов мероприятий по реализации Основ;
• оценка на соответствие программ и мероприятий традиционным ценностям;
• контроль за выполнением планов мероприятий и программ, в том числе со стороны органов публичной власти;
• участие общественности и религиозных организаций в реализации госполитики в сфере традиционных ценностей.
Для обеспечения защиты традиционных ценностей государство использует научно-аналитические инструменты:
К научно-аналитическим инструментам относятся:
• исследования по вопросам, связанным с реализацией госполитики в сфере традиционных ценностей;
• оценка эффективность программ и проектов;
• разработка рекомендаций по реализации госполитику в сфере традиционных ценностей.
Государство проводит исследования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях по вопросам и оценивает эффективность принимаемых мер.
Для более эффективной реализации положений Указа также разрабатываются методические рекомендации.
К информационным инструментам по обеспечению защиты традиционных ценностей относятся:
• взаимодействие органов публичной власти со СМИ;
• продвижение и популяризация традиционных ценностей в СМИ, Интернете и социальных сетях.
Одной из задач государства является контроль за реализацией госполитики в сфере защиты традиционных ценностей. Для этого необходимо разработать систему оценки.
Показатели эффективности будут основываться на анализе официальной статистики, итогов социальных исследований и результатов мониторинга проблемных ситуаций, затрагивающих сферу традиционных ценностей.
Государство финансирует проведение мероприятий, направленных на продвижение и популяризацию традиционных ценностей, за счет бюджетных средств и других источников, предусмотренных законом.
При подготовке проектов бюджетов необходимо учитывать цели и задачи, которые определены Основами.
V. Ожидаемые результаты реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей
Реализация Основ будет способствовать:
• Сбережению российского народа (повышению рождаемости, снижению смертности);
• Сохранению гражданской идентичности (сохранению нашего «образа себя», собственных представлений о своем месте в мире);
• Поддержанию мира и согласия в стране;
• Укреплению законности и правопорядка;
• Формированию безопасного информационного пространства (в том числе благодаря очищению Рунета от деструктивного контента);
• Защите российского общества от распространения деструктивной (разрушительной) идеологии;
• Созданию условий для достижения национальных целей развития;
• Созданию предпосылок для укрепления международной престижа РФ как страны, защищающей традиционные ценности.
Каждые шесть лет или чаще итоги реализации госполитики в сфере традиционных ценностей будут обобщаться и анализироваться. Если возникнет необходимость в текст Основ будут вноситься новые положения.