8 сентября Национальная Ассамблея Франции 364 голосами против 194 во 2-й раз менее чем за год вынесла вотум недоверия главе правительства Франсуа Байру, повторившему судьбу своих предшественников: Элизабет Борн (январь 2024), Габриэль Атталь (сентябрь 2024), Мишель Барнье (декабрь 2024).
Примечательно, что отставка премьер-министра Байру стала 1-м случаем в истории Пятой республики, когда правительство было распущено по итогам голосования о доверии, инициированного самим премьером.
Контекст
Байру возглавил правительство в декабре 2024 года после очередного политического кризиса как компромиссная фигура. Его основная задача заключалась в стабилизации негативной экономической динамики, добившись одобрения сокращения бюджета в раздробленном парламенте.
После 9 месяцев балансирования на лезвии ножа рейтинги Байру упали ниже 25%, а свыше 60% французов выражали недовольство работой правительства.
В результате на последней парламентской сессии депутаты отвергли бюджетную программу, в рамках которой — на фоне текущего дефицита в 5,8% ВВП (при норме ЕС в 3%) и госдолга в 114% ВВП (около €3,3 трлн) — планировалось сокращение расходов на €44 млрд к 2026 году и отмена 2 государственных праздников (Пасхальный понедельник и День Победы).
Дальнейшие сценарии
Теперь, согласно Конституции, Макрон должен назначить нового премьера — уже 5-го по счету за его 2-й президентский срок. Среди кандидатов — министр обороны Себастьян Лекорню, министр юстиции Жеральд Дарманен, министр финансов Эрик Ломбар и глава соцблока Катрин Вотрен.
Поскольку в парламенте нет устойчивого большинства, для утверждения премьера потребуется пойти на невероятные компромиссы. В частности, обсуждаются варианты включения в кабинет политиков из левого лагеря, в т.ч. председателя Социалистической партии Оливье Фора или лидера движения "Конвенция" Бернара Казнева.
Однако даже в случае формирования объединенного правительства из-за отсутствия в парламенте устойчивого большинства оно все еще будет вынуждено работать в режиме "ежедневного выживания", опираясь на ситуативные союзы.
С другой стороны, Макрон может распустить Национальную Ассамблею — годичный мораторий после предыдущих досрочных выборов истек в июне 2024 года. Для инициирования процедуры требуются лишь консультации с премьером и председателями обеих палат парламента, при этом их мнение носит рекомендательный характер. В таком случае 2-е подряд досрочные выборы пройдут уже через 20-40 дней после соответствующего указа.
Последний сценарий кажется маловероятным, поскольку несет с собой еще большие риски: опросы показывают заметное усиление крайне левых и правых партий, главным бенефициаром которого станет партия Марин Ле Пен "Национальное объединение".
Прогнозы
Осознавая, что сценарий с роспуском парламента еще больше ослабит позиции президентского лагеря, в Елисейском дворце пока склоняются к назначению преемника Байру без проведения новых выборов.
В свою очередь, Марин Ле Пен, которую суд ограничил в праве баллотироваться на президентских выборах, заявила, что "готова пожертвовать собой" и требует от Макрона немедленного роспуска "недееспособного парламента".
Сам Макрон оказался в цугцванге: понимая всю бесперспективность назначения отобранного из своих сторонников правительства меньшинства, он тем не менее не готов пожертвовать своими экономическими реформами и сформировать правительство с левоцентристами — единственными, кто потенциально готов к сотрудничеству, при условии отмены повышения пенсионного возраста и увеличения социальных расходов.
В условиях растущего давления Макрон может использовать последний козырь и выйти с инициативой о проведении конституционного референдума — точно так же поступил Шарль де Голль (1969) после окончания политического кризиса 1968 года.
По сути, это будет игра ва-банк: если ставка не сыграет, Макрон, скорее всего, лишится поддержки своего окружения и будет вынужден уйти в отставку, после чего пройдут досрочные президентские выборы.