Загрузка...

От автора

Правый реванш: итоги II тура президентских выборов в Чили

Правый реванш: итоги II тура президентских выборов в Чили

14 декабря в Чили состоялся II тур президентских выборов, в котором лидер правой коалиции "Перемены для Чили" Хосе Антонио Каст одержал уверенную победу над кандидатом от правящей левоцентристской коалиции "Единство для Чили" Жанетт Харой. По сути, на голосование был вынесен вопрос об одобрении итогов 4-летнего эксперимента левых сил, пришедших к власти в 2022 году.

Контекст

После того, как 16 ноября по итогам I тура президентских выборов ни один из кандидатов не набрал абсолютного большинства голосов, Каст и Хара стремились привлечь голоса неядерного электората.

Так, перед II туром Каст полностью сконцентрировался на проблемах безопасности, сделав акцент на ужесточении миграционной политики, усилении контроля за северными границами Чили и обещаниях решить затяжной кризис в южных регионах страны, связанный с конфликтом вокруг земель мапуче и ростом организованной преступности. При этом по сравнению с I туром его риторика стала заметно менее идеологизированной: Каст стремился собрать вокруг себя широкий правый фронт, выстраивая образ политика, готового к компромиссам.

Дополнительным фактором успеха для Каста стала нарастающая усталость заметной части общества от идеологически насыщенной реформаторской повестки президента Габриэля Борича, а также скепсис в отношении дальнейших левых социальных экспериментов.

Хара же преследовала задачу одновременно расширить электоральную базу за счет привлечения колеблющихся городских избирателей и удержать ядро левых сторонников. Показательно, что в отличие от I тура стандартная социально-экономическая повестка была дополнена более жесткой риторикой по вопросам преступности и коррупции — ключевыми темами кампании, навязанными ее оппонентом.

Число избирателей и явка

Всего в списки было включено 15 779 102 избирателей, включая 160 935 граждан, проживающих за рубежом.

Поскольку с 2022 года голосование является обязательным, явка на выборах в 2025 году оказалась нетипично высокой для страны — 85,06% (всего на 0,36 п.п. ниже, чем в I туре).

Результаты выборов

По итогам подсчета 99,97% бюллетеней Каст получил 7 254 850 голосов (58,16%), а Хара — 5 218 444 (41,84%). В ночь на 14 декабря Хара признала поражение, после чего президент Борич публично поздравил победителя.

Показательно, что Каст одержал победу во всех 16 регионах страны, при этом наибольший отрыв фиксировался в южных и центральных регионах страны — Ньюбле, Ла-Араукания, Мауле и Лос-Лагос (порядка 65-70% голосов). Даже в "левых бастионах" вроде столичного Сантьяго и Вальпараисо Каст смог набрать на 7-8 п.п. больше, чем Хара.

В свою очередь, Хара одержала победу лишь в 34 из 346 коммун (преимущественно в крупных городских агломерациях и отдельных промышленно-портовых зонах северной и центральной Чили), при этом уверенно обошла Каста в голосовании диаспоры.

Во многом результаты обусловлены тем, что во II туре Касту удалось консолидировать практически весь правый лагерь, в т.ч. значительную часть сторонников выбывших кандидатов и протестного электората.

Прогнозы

Инаугурация Каста назначена на 11 марта 2026 года: его правление начнется в условиях фрагментированного Конгресса, где возглавляемая Республиканской партией коалиция "Перемены для Чили" не имеет абсолютного большинства, что серьезно ограничит масштаб и скорость заявленных им реформ.

С большой вероятностью Каст попытается заключить коалиционное соглашение с единомышленниками по правому лагерю — ослабленной коалицией "Великая и единая Чили" и усилившейся Партией народа — предложив уступки по вопросам бюджета и налоговой политики.

Так или иначе, во внутренней политике ключевым вызовом для Каста станет сохранение внутренней стабильности при проведении рыночных реформ и сокращении государственных расходов.

На внешнеполитическом треке победа Каста, очевидно, приведет к усилению координации с США и другими про-американскими странами региона, где к власти пришли консервативные силы, особенно по вопросам региональной безопасности и экономического сотрудничества.