Занимаясь исследованиями культурного кода России, я решил узнать, какие песни люди считают действительно важными для своего поколения. Вместе с Russian Field мы провели ряд исследований, которые показали интересные результаты. В опросе приняли участие 1600 респондентов разного пола, возраста и мест проживания.
Самой значимой песней стал Гимн России, он занял первое место у 2 возрастных категорий: 18-29 и 30-44 и второе место у других категорий. Вероятно, такая позиция Гимна в рейтинге обусловлена фактором консолидации (сплочение вокруг флага), который демонстрирует социология уже 4-й год. Государственные символы для граждан являются одним из проявлений сплочения перед внешними вызовами и поддержкой государства.

Что характерно, у старших поколений это неразрывно связано с исторической памятью о Подвиге Народа во время Великой Отечественной войны. Именно поэтому песня «День Победы» заняла 1 место у людей старше 45 лет.
Второе место у поколений 18-29 и 30-44 заняла песня Татьяны Куртуковой «Матушка». Песня была написана в 2012 году, в ее последнем варианте вышла в марте 2022 года, но популярной стала только в 2024 году. Она получила взрывную популярность в соцсетях — видео под нее набрало в TikTok почти 2,5 млрд просмотров, 6,3 млн слушателей в месяц на Яндекс.музыке.
Что характерно, люди всех возрастных категорий указывают эту композицию как значимую, содержащую важные смыслы. Очевидно, что она попадает в эмоциональный запрос на идентичность и символизирует его. Поэтому эта песня, несмотря на свою новизну, воспринимается важной для всех поколений. Интересно проследить в динамике, сколько она продержится в таком состоянии.
Схожий по образу Шаман в последнее время заметно теряет позиции в сравнении с «Матушкой Землёй». По общему количеству ответов песня «Я русский» находится на 4 строчке.
На 3-м месте у трех поколений 18-29, 30-44, 45-59 оказалась песня Виктора Цоя «Перемен». Виктор Цой и его «Перемен» находится на прочных местах в культурном коде по нескольким причинам. Это узнаваемость, виральность, простота. Почему именно эту композицию называли чаще?
Вероятно, это проявление маятника эмоционального запроса с полярностями «стабильность-перемены» и очевидно, что запрос на перемены, пока не выраженный, существует в сознании людей. Вопрос в том, в каких условиях и когда маятник качнется от запроса на стабильность к переменам.
«Седая ночь» Юрия Шатунова, например, заняла одно из последних мест в рейтинге. Эта песня является примером скоротечности моды и волновой популярности. Сначала она выстрелила в конце 80‑х, новый всплеск появился уже из‑за сериала «Слово пацана» и она захватила внимание многих возрастных категорий. Как только эффект сериала ослаб, внимание переключилось на другие треки, и «Седая ночь» снова ушла на периферию.
Характерно, что за пределами рейтинга остались многие модные сегодня исполнители-иноагенты: их песни почти не называли. Исключение — не признанный иноагентом Юрий Шевчук с песней «Осень». Отсутствие провокативных музыкальных манифестов — еще одно проявление сплочения.
Несмотря на то, что ответы получились очень разными, повторяющиеся песни в пределах возрастных групп показывают, что у людей есть общий культурный код. Хотя в периферии есть и «Солнечный круг», и «Все идет по плану», и «Я свободен» и другие значимые песни.