Загрузка...

Пир во время чумы: итоги парламентских выборов в Бурунди

Пир во время чумы: итоги парламентских выборов в Бурунди

Выборы Национальной Ассамблеи Бурунди, прошедшие 5 июня на фоне усугубившегося социально-экономического кризиса, стали 1-ми с тех пор, как президент Эварист Ндайишимие вступил в должность после внезапной смерти Пьера Нкурунзизы в 2020 году.

В условиях доминирования правящей партии "Национальный совет защиты демократии – Силы защиты демократии" (CNDD-FDD) кампания прошла без серьезной конкуренции, т.к. ключевые оппозиционные партии — Национальный конгресс за свободу (CNL) и Союз за национальный прогресс (UPRONA) — были фактически обезглавлены накануне выборов.

Контекст

После окончания гражданской войны (1993-2005) ключевую роль в политике Бурунди начала играть CNDD-FDD, изначально сформированная как повстанческое движение хуту, но впоследствии легализовавшаяся как партия этнического большинства. Постепенно она консолидировала власть, получив контроль над армией, госаппаратом, судебной системой и избиркомом (CENI).

В 2023 году МВД, ссылаясь на нарушения, приостановило деятельность CNL, в 2024 году ее основатель Агатон Рваса был заочно смещен с поста председателя партии, а накануне выборов суд запретил ему и его соратникам вступать в другие объединения и выдвигаться в качестве независимых кандидатов.

Избирательная система

Выборы 100-местной Национальной Ассамблеи проходят на пропорциональной основе в 12 многомандатных округах. Еще 3 места закреплены за представителями народа тва.

Состав парламента может быть расширен для соблюдения системы квот: 60% мест принадлежат представителям хуту, 40% — тутси, также не менее 30% мест должны занимать депутаты-женщины. Примечательно, что данный тип депутатов назначается CENI из числа кандидатов от партий, получивших хотя бы 1 место на выборах.

Для участия в распределении мест партиям необходимо набрать не менее 2% по стране, а независимым кандидатам — не менее 40% голосов в своем округе.

Число избирателей и явка

В списки было включено 6 013 498 избирателей. Хотя официальная явка не была обнародована, согласно предварительным данным, она составила рекордные 96,67%.

Итоги выборов

Предварительные результаты были объявлены CENI вечером 11 июня, а официальные итоги должны быть утверждены Конституционным судом 20 июня.

Из 14 участвовавших в выборах партий всего 3 получили больше 0,5% голосов и только CNDD-FDD смогла преодолеть избирательный барьер:

🔹CNDD-FDD — 100 мест (+22), 96,51% (+10,5 п.п.);

🔹UPRONA — 0 мест (–2), 1,38% (–0,3 п.п.);

🔹CNL — 0 мест (–32), 0,58% (–24,5 п.п.).

Таким образом, CNDD-FDD получила все "базовые" и 8 дополнительных мандатов, что стало беспрецедентной победой правящей партии. С учетом 3 депутатов от народа тва, итоговый размер Национальной Ассамблеи составил 111 депутатов.

Прогнозы

Выборы закрепили переход к однопартийной системе — впервые за 20 лет в парламенте отсутствует какая-либо оппозиция, что дает CNDD-FDD неограниченные полномочия. В свою очередь, оппозиция единогласно обвинила власти в фальсификациях и отказалась признавать итоги выборов.

Однако политическая монополия CNDD-FDD не привела к экономической стабильности: инфляция превышает 40%, а ВВП на душу населения составляет лишь $193. На фоне того, что более 75% населения живет за чертой бедности, хронический дефицит медикаментов и действующая уже 3 года продажа бензина по талонам лишь усиливают общественное недовольство.

На региональном уровне у Бурунди сохраняется напряженность в отношениях с Руандой, которую та обвиняет в поддержке повстанческой группировки тутси RED-Tabara. Учитывая, что доминирование хуту в CNDD-FDD де-факто нивелирует установленную после гражданской войны систему квот, маргинализированное меньшинство тутси и связанная с ним оппозиция все чаще ориентируются на Руанду. В этой связи Бурунди продолжает укреплять сотрудничество с враждебной Руанде ДРК, тем самым подливая масло в огонь.

Таким образом, несмотря на электоральную победу, совокупность негативных факторов вызывает серьезные опасения относительно способности властей Бурунди сохранить внутреннюю стабильность в долгосрочной перспективе.