Поиск

Министры и министерства: как устроена работа правительства России

11 ноября 2021, 16:23

Министр — это высший государственный чиновник, отвечающий за целую отрасль или какую-либо сферу, например, энергетику или иностранные дела.

Министерство состоит из департаментов и отделов, а также больших структурных организаций, которые находятся у него в подчинении. Это федеральные службы и агентства. Они считаются «подведомственными». Например, федеральная служба государственной статистики, или Росстат, подведомственна министерству экономического развития, а федеральное агентство по управлению госимуществом — министерству финансов. У министерства может быть в подчинении несколько таких служб и агентств, а может и не быть вовсе. Все зависит от целесообразности.

Сейчас в России 21 министерство:

Распределение ролей в правительстве имеет телескопическую и в тоже время замкнутую структуру. Кандидатуру главы правительства исполняет премьер-министр, ее предлагает президент, а Госдума — согласовывает. Сейчас эту должность занимает Михаил Мишустин.

Далее глава правительства (премьер) формирует кабинет министров и выбирает заместителей, которые также должны быть утверждены Госдумой, после чего президент примет решение об их назначении. Срок полномочий федеральных министров ограничен президентским сроком. То есть в процессе формирования Правительства России задействованы президент, премьер-министр (он же глава кабинета министров) и Государственная Дума.

Поскольку правительство относится к исполнительной власти, оно подотчетно нижней палате парламента, где законы принимают и утверждают, — Госдуме. Госдума может выразить недоверие правительству, а после повторного выражения недоверия президент обязан будет распустить либо кабинет министров, либо саму Госдуму.

Министров-силовиков и главу МИД президент отбирает сам и назначает их после консультаций с Советом Федерации. Есть еще несколько федеральных ведомств, которые по статусу не ниже министерств, а премьер-министр не имеет отношения к назначению их руководителей. Это ФСБ, ФСО, Росгвардия и другие. Есть такие агентства, которые находятся на той же условной иерархической ступени, что и министерства. Это, например, ФАС (Федеральная антимонопольная служба) или Ростуризм. Они компактнее, чем министерства, и немного по-другому устроены.

Распоряжения правительства обязательны для исполнения на территории всей страны — на то оно и федеральное. Но у каждого региона есть свое местное правительство, у которого тоже могут быть министерства, например, МВД Татарстана. Их не следует путать с федеральными министерствами.

Впервые министерства появились в России в 1802 году. Тогда их было всего 8, и такое количество сохранялось больше века.

В советское время министерства заменили наркоматами, но потом, еще при Сталине, вернули министерства для более эффективного управления. При всех достижениях этого режима власти не отменить того факта, что количество только союзных министерств, аналогичным нынешним федеральным, к 1985 году достигало 64, а вместе с другими органами исполнительной власти — 85. Число чиновников тогда перевалило за 2,4 млн.

Чем же тогда министр отличается от главы агентства или федеральной службы? Предполагается, что министр как стратег занимается выработкой государственной политики в какой-то области. Непосредственно оказанием государственных услуг гражданам занимаются агентства, а федеральные службы осуществляют только контроль и надзор.

Ответственность за свою работу министр несет перед правительством, а в некоторых случаях перед премьер-министром и президентом. Кроме того, министра могут пригласить для обсуждения различных вопросов, связанных с его работой, в Госдуму. В общем, во власти министр этот чиновник, которому действительно приходится отвечать за дела.