Продолжаю обзор материалов Высшей партийной школы «Единой России». Первую часть, где рассматриваются основные идеологии и их ценность, можно назвать более теоретической. Во второй части раскрывается, как партия отвечает на ключевой запрос времени – осмысление России как уникальной цивилизации, особенно актуальный в свете проведения СВО.
📌 Замруководителя фракции ЕР в Госдуме Андрей Исаев и директор ВПШ Роман Романов в материалах ВПШ говорят, что события СВО нас всех встряхнули и заставили задуматься о смысле жизни. Интерес к идеологии очевиден. На спецкурс по идеологии записалось 10 000 человек. Дискуссии набрали 100 000 просмотров.
📍В очередной раз прослеживается, что фиксируемый ЕР массовый запрос на смыслы (понимание причин конфликта на Украине, кто наш враг, в чем смысл нашей жизни - как цивилизации) напрямую коррелирует с содержанием статьи начальника управления Президента РФ по вопросам мониторинга и анализа социальных процессов Александра Харичева, "Цивилизация
"Россия", где говорится, что Россия сейчас противостоит внешним и внутренним вызовам, которые требуют продуманных системных ответов. ЕР позиционирует себя как структуру, дающую эти ответы.
📌 Одним из главных отличий ЕР от "групповых" партий, защищающих интересы определённых групп граждан, авторы называют выражение общенациональных (цивилизационных) интересов.
Это прямое политическое представление концепции Александра Харичева о России — государстве-цивилизации. ЕР присваивает себе историческую миссию спасения России в 90-е и защиты сейчас, становясь главным политическим субъектом цивилизационного проекта. Если говорить объективно, присваивать одному политическому субъекту роль "спасителя России" было бы ошибочно. В материалах ВПШ этого не происходит, хотя и прослеживается такой нарратив.
📌 Авторы считают самым удачным идеологическим проектом - проект коммунистов (подчеркивается, что это сравнение без оценки идеологии). Члены Компартии владели идеологией, могли ее рассказать, благодаря знаниям из краткого курса истории ВКПб под редакцией И.В. Сталина. Поэтому авторы делают акцент на поддержке инициативы о создании учебника истории ЕР к 25-летию партии (2026 г.) Д.А. Медведевым.
📍Признавая эффективность метода КПСС, ЕР демонстрирует прагматизм. Это смелый ход, на который способна не каждая партия и не каждый человек. Разграничивая в своих оценках саму идеологию коммунистов и их инструментарий, ЕР предохраняет себя от возможных провокаций и ложных трактовок.
📍Такой же смелый подход можно увидеть в сравнении партии с народом России: "У Партии, такие же проблемы как у всего нашего народа: патологическая доверчивость, отсутствие чувства меры, склонность к рывковой работе". Важно понимать, что это не является критикой народа, но служит оценкой уязвимых сторон, которые партия призывает учитывать в процессе работы.
📌 Единая Россия критикует представительную демократию и предлагает демократию участия, благодаря которой граждане каждодневно могли бы влиять на работу власти. При этом ЕР ближе консерватизм. Потому, что консерватизм - это защита национальных государственных интересов.
📍Новаторские подходы партии сочетаются с консерватизмом. Идеологическое самоопределение ЕР вокруг консерватизма служит политическим фундаментом для защиты традиционных духовно-нравственных ценностей, составляющих ядро "цивилизационного кода".
❗️Осознание особой цивилизационной миссии России становится ключевым идеологическим ресурсом для партии. ЕР конкретизирует и присваивает себе цивилизационный нарратив в партийном поле. Единая Россия стремится дать ответ на экзистенциальные запросы общества, сделав их понятными для восприятия.