Загрузка...
Новости

Креатив и клише: с какими лозунгами пошли на выборы кандидаты в губернаторы

05 сентября 2023, 11:31

На этой неделе в 21 российском регионе пройдут прямые выборы губернаторов. Издание «Коммерсант» собрало лозунги, которые используют политики в этой кампании.

Как выяснилось, политики предпочитали либо клишированные лозунги и слоганы, цель которых заключалась в информировании о выборах и кандидате, либо, напротив, применялся творческий подход с провокативным результатом.

К последнему можно отнести агитацию в Омской области. Лозунг действующего руководителя региона Виталия Хоценко — «Время Хоценко», что для жителей звучит обещанием изменений к лучшему после долгих лет весьма неровного развития. Ему отвечает кандидат от КПРФ Андрей Алехин: «Нам с вам в Омской области жить». Прозрачный намек на то, что Хоценко не омич по рождению. Следом за КПРФ противопоставление «свой-чужой» использует кандидат от «Коммунистов России» Владимир Казанцев: «ZA СВОего». Короткий слоган помимо омской идентичности Каазанцева дополнительно нагружен патриотическим смыслом путем использования регистров.

Примером клишированных лозунгов называется кампания в Московской области. Вот несколько из них: «Подмосковью — развитие», «На одной волне с народом», «Только вперед». Выбивается из этого ряда слоган «Не врать и не бояться», который давно использует ЛДПР и потому у избирателя ассоциируется именно с этой партией. Остальные перечисленные принадлежат, соответственно, кандидатам от КПРФ, СРЗП и «Единой России», что, впрочем, никак на это не указывает.

Тем не менее, кандидат от «Единой России» действующий глава Московской области Андрей Воробьев дополнительно использует прием «было-стало» с изображением построенных новых объектов и объектов, которые появятся в ближайшие пять лет (слоган «будет сделано»)

Один из слоганов действующего мэра Москвы Сергея Собянина градоначальника — «столица помогает» (например, молодым врачам, родителям, военнослужащим).

Кандидаты используют не только баннеры и традиционные агитационные материалы. Отмечается, например, конструкция из морских контейнеров на набережной в Тюмени. Глава области Александр Моор, собирающийся на второй срок, открыл внутри этой конструкции экспозиции достижений региона за последние пять лет. Для того, чтобы объект пользовался популярностью, в нем предусмотрели смотровую площадку. Его же оппоненты идут под клишированными слоганами «Сделать лучше» и «Говорить правду».

В Алтайском крае оппоненты обыгрывают приемы друг друга. В то время, как действующий глава региона Виктор Томенко идет под слоганом «Алтай — земля сильных», делая отсылку к своей алтайской идентичности, его идею забирает себе  оппонент от ЛДПР Сергей Булаев: «Сильный губернатор — сильный Алтай».

Издание отмечает запоминающийся подход в Новосибирской области, где действующий глава Андрей Травников использует конструкцию «Время требует», продолжая ее тем, чего именно оно требует: развития, новых дорог. В кампании в Кемеровской области акцентируется внимание на символах Z и V, которые активнее других использует как действующий глава Сергей Цивилев (например, он ввел написание «КуZбасс»), так и местное отделение СРЗП.

Тема времени сегодня имеет особое значение, говорит заместитель секретаря генсовета «Единой России» Сергей Перминов: «В разных частях страны люди ощущают и транслируют императив единения, выдержки, решимости, эффективности, неравнодушия и сопричастности, внутренней силы духа».