Скучная наука – социология, благодаря этой кампании, стала вновь привлекать к себе внимание. Многочисленные публикации социологических данных кандидатов и партий стали инструментом мобилизации оппозиции и применяются в качестве интернет-агитации. Все социологические отчеты и их интерпретации вызывают ожесточенные споры среди политических активистов в соцсетях и кулуарах и попадают в федеральные СМИ.
Некоторые кандидаты вынесли социологические выкладки в АПМ и на поверхность кубов.
Публикация соцопросов во время «последней мили» кампании – это лишь первая часть использования социологии в качестве предвыборного инструмента. Думаю, будет и вторая.
Скорее всего, большинство партий и кандидатов во время самих выборов будут публиковать самые разные данные экзит-поллов, которые будут демонстрировать волю и путь к победе.
Будут ли сами экзит-поллы проводится – вопрос открытый, так как это довольно затратное действие, требующее серьезного ресурса (покрытие, минимум, 50% УИКов в округе и около 200 интервьюеров). Однако видимость в их проведении создаваться будет.
По сути, это будет социологическая манипуляция, цель которой убедить – что кандидат в округе побеждает. «Мы ломим, гнутся шведы!». Но это тонкая материя.
Немотивированный избиратель может решить, что если кандидату «до победы осталось совсем чуть-чуть голосов», то идти голосовать уже не надо, и без него справятся.
Несмотря на риски, которые несет публикация любых опросов, связанных с выборами в дни голосования, кандидаты вряд ли упустят этот прием в финале мобилизации.
Согласно ст. 46 ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 04.06.2021), в течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования запрещается публикация результатов опросов общественного мнения и их размещение в СМИ и интернете. Наказание — наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей, на должностных лиц — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
#гд2021