Загрузка...

Изменения избирательного законодательства России

13 февраля 2025 г. в Госдуму внесен законопроект, в котором предлагаются масштабные изменения в российском избирательном законодательстве. Поправки затрагивают законы, регулирующие деятельность политических партий, проведение выборов и референдумов, а также использование электронных технологий в голосовании.

👤 Авторы законопроекта:

Сенаторы: А.А. Клишас, В.С. Тимченко, А.М. Терентьев, В.В. Соколов, Р.В. Смашнев, Н.В. Федоров.

Депутаты ГД: Д.В. Ламейкин, Д.В. Бессарабов, Л.Г. Ивлев, С.А. Соловьев, Н.Г. Румянцев.

Изменения в ФЗ «О политических партиях»

📍Теперь политические партии не смогут препятствовать членам избирательных комиссий в проведении фото- и видеосъемки на съездах и конференциях по выдвижению кандидатов на выборы.

Оценка влияния:

Съемка на мероприятиях партий по выдвижению кандидатов, позволяет фиксировать сам факт проведения съездов, что повышает прозрачность и исключает возможность проведения фиктивных съездов, проходящих только на бумаге. Например, на выборах Президента РФ в 2024 году из 60 заявленных общественных объединений реальные встречи провели только 15. Это изменение защищает избирательный процесс от манипуляций и фальсификаций.

📍Партиям запретят принимать пожертвования от иностранных агентов, юридических лиц, учрежденных ими, а также от фигурантов списка террористов и экстремистов.

Оценка влияния:

Эта мера не только защищает государство от иностранного вмешательства, но и предотвращает юридические проблемы у граждан, которые могут неосознанно поддерживать партии, связанные с запрещенными организациями. Это также снижает риск того, что сами граждане будут признаны иноагентами из-за своей деятельности в таких партиях.

Изменения в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

📍 Уточнение понятий

Комплекс для электронного голосования (КЭГ) теперь будет рассматриваться как программно-техническое средство, а не просто техническое. Это позволяет расширить функционал системы, включая автоматизированный подсчет голосов и составление протоколов.

Электронное голосование (ЭГ) понимается как голосование на избирательном участке без использования бумажных бюллетеней, с использованием КЭГ.

Электронный бюллетень — бюллетень, подготовленный программно-техническими средствами в электронном виде, применяемый при проведении ЭГ и ДЭГ.

Оценка влияния:

Эти изменения актуализируют законодательство, которое не пересматривалось 8 лет. Начало этому было положено в Постановлении ЦИК от 8 июня 2022 г. "О Порядке дистанционного электронного голосования с использованием федеральных государственных информационных систем" и логически продолжилось Постановлением ЦИК от 3 июля 2024 г. "О Порядке электронного голосования на выборах и референдумах, проводимых в РФ". В постановлениях впервые были зафиксированы современные требования к электронному голосованию. Теперь эти нормы закрепляются на уровне Федерального закона, что создает правовую базу для дальнейшего развития цифровых технологий в избирательном процессе.

📍 Формирование и полномочия территориальных комиссий

— При изменении административно-территориального устройства субъекта РФ, повлекшего упразднение административно-территориальной единицы, либо в случае преобразования муниципального образования, решением избирательной комиссии субъекта РФ, принятым по согласованию с ЦИК России, полномочия ТИК могут быть прекращены досрочно.

— Уточнение сроков прекращения полномочий членов комиссий.

Оценка влияния:

Изменения связаны с муниципальной реформой, предполагающей оптимизацию административно-территориального устройства. Упразднение ТИК в таких случаях предотвращает дублирование функций, снижает административную нагрузку на избирательную систему. Рассмотрение законопроекта о реформе МСУ было перенесено на 2025 г. для дополнительного изучения и доработки. Изменения в избирательном законодательстве предвосхищают результаты реформы и облегчают переформирование УИК и ТИК в преддверии изменений в системе МСУ.

Изменения в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

📍 Финансирование выборов

— В качестве эксперимента предлагается возможность открывать и закрывать специальные избирательные счета и спец. счета фонда референдума дистанционно.

Оценка влияния:

Это значительно облегчает жизнь кандидатам. Кандидаты и их уполномоченные представители больше не обязаны лично посещать отделения банков, что особенно важно для удаленных и труднодоступных регионов.

📍 Бюллетень

— При голосовании за списки кандидатов в бюллетенях данные всех кандидатов должны быть заполнены одинаковым шрифтом.

Оценка влияния:

Это повышает прозрачность и исключает возможность манипуляций с оформлением бюллетеней.

📍 Порядок голосования

— Уточнен порядок одновременного использования электронного голосования (ЭГ) и бумажных бюллетеней. На выборах федерального уровня решение принимает ЦИК, на региональных и муниципальных — избирательная комиссия субъекта РФ.

Оценка влияния:

Субъекты РФ будут самостоятельно определять форматы голосования, что повышает адаптивность избирательного процесса.

📍 Дистанционное электронное голосование (ДЭГ)

— Если на территории субъекта одновременно проводятся ДЭГ и ЭГ, итоги ЭГ учитываются в итогах ДЭГ.

— Избиратели, получившие доступ к ДЭГ, не смогут использовать технические средства для голосования непосредственно в помещении для голосования.

Оценка влияния:

Эта мера защищает от двойного голосования.

📍 Дополнительные выборы

Исключается проведение доп. выборов депутатов Госдумы, представительных органов субъектов РФ и муниципалитетов в год, предшествующий основным выборам. Исключение — случаи, когда указанные органы остались в неправомочном составе.

Оценка влияния:

Это снижает административную и финансовую нагрузку на избирательную систему. Доп. выборы создают излишнюю нагрузку на бюджет и избиркомы. Ресурсы будут сосредоточены на подготовке к основным выборам, что снизит затраты.

Изменения в ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»

— В связи с расширением возможностей использования электронного голосования уточнены понятия системного администратора, условия использования программно-технических средств и т.д.

Оценка влияния:

Это шаг к созданию новой системы ГАС «Выборы», которая будет полностью адаптирована к современным технологиям.

Изменения в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

— Предлагается исключить из списка лицензированных видов деятельности производство и реализацию полиграфической продукции в виде избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдумах, иной избирательной документации, документации референдума.

Оценка влияния:

Это облегчает печать бюллетеней и снижает затраты на организацию выборов.

Изменения в ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

— Избиратели, проживающие за границей, смогут голосовать только за партийные списки, а не за конкретных кандидатов в одномандатных округах. В бюллетенях будут указываться первые 5 членов общефедеральной части партийного списка.

Оценка влияния:

Это логичная норма, которая защищает от вмешательства во внутренние дела и повышает эффективность избирательного процесса. Избиратели за рубежом, как правило, не знают своих одномандатников. Голосование за партсписки более справедливо и прозрачно.

Доставка бюллетеней нестандартного формата за границу часто затруднена. Ограничение числа кандидатов в бюллетенях делает их более компактными. Избиратели сохранят доступ к полной информации - в помещениях для голосования будут размещаться все данные о кандидатах.

❗️Электронное и дистанционное электронное голосование стало неотъемлемой частью избирательного процесса. Избиратели высоко оценили удобство и прозрачность этого избирательного механизма. Нововведения учитывают интересы государства, всех граждан и потенциальных кандидатов, а также сводят риск иностранного вмешательства во внутренние политические процессы к нулю.