Загрузка...

Итоги досрочных парламентских выборов в Исландии: падение правящей коалиции и грядущие перестановки в Альтинге

Итоги досрочных парламентских выборов в Исландии: падение правящей коалиции и грядущие перестановки в Альтинге

Прошедшие 30 ноября парламентские выборы в Исландии прошли в условиях растущего недовольства избирателей и стали важной вехой в жизни страны.

Сохраняющаяся последние 15 лет политическая нестабильность из-за высокой фрагментации парламента не позволяет эффективно решать накапливающееся проблемы, в связи с чем разногласия по вопросам миграции, энергетической политики и экономики в итоге привели к распаду коалиционного правительства и досрочным выборам.

Избирательная система

Выборы 63-местного Альтинга — старейшего в мире парламента — проходят на пропорциональной основе по партийным спискам 2 способами:

🔹54 места распределены между 6 многомандатными округами, где отсутствует электоральный барьер, что позволяет небольшим партиям проходить в парламент;

🔹9 компенсаторных мест распределяются на основе результатов голосования между партиями, набравшими свыше 5% голосов, что в результате усиливает фракции крупных политических сил.

Количество избирателей и явка

Для участия в выборах было зарегистрировано 268 422 избирателей при численности населения в 393 600 человек (68%). Несмотря на снежные бури, осложнившие доставку бюллетеней и посещение участков в некоторых регионах, явка была очень высокой — 80,18%.

Зарегистрированные партии

Всего выборах приняли участие 11 партий:

— Партия независимости (Sjálfstæðisflokkurinn);

— Прогрессивная партия (Framsóknarflokkurinn);

— Лево-зеленое движение (Vinstrihreyfingin);

— Социал-демократический альянс (Samfylkingin);

— Народная партия (Flokkur fólksins);

— “Пираты” (Píratar);

— "Возрождение" (Viðreisn);

— Партия Центра (Miðflokkurinn);

— Социалистическая партия Исландии (Sósíalistaflokkur Íslands);

— Ответственное будущее (Ábyrg framtíð);

— Демократическая партия (Lýðræðisflokkurinn).

Итоги выборов

Окончательные результаты были оглашены 1 декабря, согласно которым в Альтинг прошли 6 партий:

🔺Социал-демократический альянс — 20,75%, 15 мест (+9);

🔻Партия независимости — 19,36%, 14 мест (–2);

🔺 "Возрождение" — 15,82%, 11 мест (+6);

🔺Народная партия: —13,78%, 10 мест (+4);

🔺Партия центра — 12,10%, 8 мест (+5);

🔻Прогрессивная партия — 7,80%, 5 мест (–8).

Социал-демократический альянс занял 1-е место, почти удвоив свой последний результат. В то же время их результат стал наименьшим для победителя парламентских выборов в истории Исландии.

"Возрождение" заняло 3-е место, вслед за ним расположились оппозиционные Народная партия и Партия центра — все они также удвоили свое представительство.

Члены правящей коалиции прошлого созыва лишились поддержки населения и совокупно потеряли 18 мест — худший результат за всю историю их участия в выборах. Так, если Партия независимости вопреки пессимистичным прогнозам удержала 2-е место, то Прогрессивная партия едва смогла пройти в парламент, в то время как Лево-зеленое движение даже не преодолело барьер в 5%, лишившись всех мест в легислатуре.

Прогнозы

Результаты выборов продемонстрировали значительное изменение политического ландшафта Исландии, почти не менявшегося с 2013 года, что отражает запрос общества на политические реформы.

В этом смысле Исландия повторяет один из ключевых трендов 2024 года — неспособность правящих партий удержать власть на фоне снижения качества жизни населения в глобальном масштабе.

Однако выборы также не дали победителю широкого народного мандата на проведение коренных реформ, и теперь перед Социал-демократическим альянсом встанет сложная задача формирования коалиции.

Потенциальными партнерами могут стать идеологически близкие Народная партия, Партия центра и "Возрождение”, однако существует небольшая вероятность создания широкой коалиции с проигравшими правыми партиями.

Основными вызовами нового правительства станут снижение инфляции, решение жилищного кризиса, поиск компромисса по регулированию туризма и ограничению миграции, которые заметно усилили нагрузку на инфраструктуру, приведя к необходимости вырабатывать новые подходы к энергетической политике страны.