После окончания ЕДГ-2020 можно подвести промежуточные итоги

Основных выводов, помимо цифр по явке и результату несколько.

Программы кандидата, как инструмент агитации практически исчерпали себя и требуют изменения и по форме, и по содержанию, и главное — по способам донесения изложенных идей и обещаний кандидата до избирателя.

‼️К неудовольствию «провластных» кандидатов, возлагающих надежды на административный ресурс, «тихих выборов» «при засушенной явке» уже не будет.

Анализ результатов парламентских партий, малых партий, новых партий и других «электоральных карликов» на выборах разного уровня показывает, что несмотря на новые, прогрессивные и цифровые средства мобилизации — успех на выборах ожидает кандидатов, которые используют все средства коммуникации. То есть — постоянные встречи, поквартирные обходы, объезды региона, прямое взаимодействие в инстаграме, комментариях на youtube и так далее.

Перевод мобилизации полностью в удобный цифровой, телефонный или гибридный форматы пока невозможен.

Предыдущий вывод не означает игнорирование цифровой среды. Кандидат (или его штаб), игнорирующий агитацию на большинстве популярных платформ (соц.сетей), проиграет оппонентам, освоившим форматы привлечения избирателей. Речь и про инстаграм, и про вконтакте, телеграм и whatsapp-чаты. Думаю, что для условно «молодого» электората транспортом доставки агитации на Госдуму-2021 станет и TikTok.

Агитация, призывы и обещания должны содержать решение конкретных вопросов, волнующих избирателей, с реализуемой понятной дорожной картой их решения. Все «крупные» темы — «за все хорошее против всего плохого», «остановим капиталистов», «поймаем всех коррупционеров», «сделаем все для людей» и другие пропагандистские штампы привлекают лишь ядерный электорат партийных проектов. А изменения электоральных условий: многодневное голосование, электронное и расширенное досрочное — приводят на участки новый электорат, где обещания «общего режима» уже не работают.

К сожалению, стоит констатировать тот факт, что программы «в классическом виде»- это умирающий вид агитации. Рудимент избирательных технологий

Только 22 % кандидатов в губернаторы подготовили и опубликовали уникальные (https://t.me/aasafov/299) предвыборные программы, в которых они излагают свое видение развития региона. Все подошли по разному, некоторые ограничились 10 тезисами, у других программа — нечитаемый талмуд, наполненный юридизмами и канцеляритом.

13% кандидатов перекопипастили (https://t.me/aasafov/295) свое творчество с других кампаний или заняли у однопартийцев, избравшихся раньше.

Программы во всех возможных вариациях исполнения (включая статьи, видеоролики, заявления и копипасты с чужих творений) были всего у 44% кандидатов.

56 % кандидатов составлением программ себя не утруждали.

Составление реальной, исполнимой и понятной предвыборной программы требует углубленных знаний региона и его проблемных точек, понимания способов их решения, временных и финансовых ресурсов. И, конечно, необходимо привлечение специалиста для работы по составлению и корректному сжатому изложению.

Без этого, формальная программа при определенном стечении обстоятельств может стать причиной репутационных потерь. Например, после публикации статей в СМИ на тему исполнения (скорее неисполнения) предвыборных обещаний.

Несмотря на удобную форму изъяснения своей позиции, предвыборная программа уходит в прошлое. Полагаю, на выборах в Госдуму-2021 мы еще увидим преображение и возрождение этого credo кандидата.
Кандидатам на больших конкурентных выборах придется экспериментировать.

Итоги по цифрам и результатам будем подводить позже.