Загрузка...

От автора

О сценариях досрочных выборов в Госдуму

Активизирующиеся разговоры (https://t.me/kaktovottak/10424) о досрочных выборах в Госдуму в 2021г. рассматриваются с точки зрения заинтересованности в этом сценарии политических акторов или так называемой системы. Но досрочку стоит еще рассмотреть с точки зрения правового обоснования – на каком основании досрочные выборы могут быть проведены.

Сценарий досрочки так или иначе включает в себя роспуск VII созыва ГД. Нормы по роспуску ГД содержатся в Конституции РФ в ст. 111.4, 112.4, 117.3 и 117.4.

Сценарии, предусмотренные Конституцией, заключают в себе:
❗️роспуск после трехкратного отклонения Госдумой представленных кандидатур Председателя Правительства;
❗️роспуск после трехкратного отклонения Госдумой представленных кандидатур премьер-министра или вице-премьеров и федеральных министров;
❗️роспуск в случае повторного (в течение трех месяцев) выражения недоверия Правительству, если в первый раз Президент не согласился с выраженным ГД недоверием;
❗️ роспуск в случае отказа в доверии Правительству, если этот вопрос поставлен самим Председателем.

Первые 3 сценария возможны только при формировании нового правительства, а с учетом того, что новый Кабмин только сформирован, подобные действия маловероятны. 4-й сценарий может поставить Мишустина в спорное положение, ведь он сам этот кабинет и сформировал.

❗️Есть сценарий, независящий от Конституции. Например, изменение самой даты голосования, но без сокращения полномочий депутатов. Изменение даты проходит через изменение ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Например, вносится фраза «выборы депутатов Государственной Думы нового созыва могут проводиться по решению Президента Российской Федерации за шесть месяцев до истечения конституционного срока, на который избирается Государственная Дума» (можно и другой срок, сути дела не меняет).

Тогда выборы могут быть проведены в марте, но полномочия VII созыва будут действовать до 18 сентября. Сложение полномочий VII созыва после проведения досрочки в таком сценарии приведет к правовой коллизии – есть конституционный срок 5 лет. Вопрос в правовых механизмах для обхода.

‼️ Изменение срока может произойти через внесение 2-х поправок в Федеральный Конституционный закон (закон о поправке):
1. Госдума избирается сроком на 5 лет, в случае отсутствия кворума для принятия решений по решению Президента могут быть назначены досрочные выборы в порядке, установленным Федеральным законом
2. Дополнительная поправка в полномочия Президента.

Но это фантастический сценарий, который ставит под сомнение не только внесенные изменения в Конституцию, но и приведет к критическому увеличению протестных настроений.

Коммунисты рассматривают сценарий массового сложения полномочий – самороспуска, который тоже имеет под собой ряд сложностей. Согласно ФЗ «О выборах депутатов Государственной думы» по ст. 96, 97 сложения полномочий одномандатников приводят к довыборам. Довыборы не могут быть назначены, так как срок полномочий доизбираемых депутатов меньше года. Депутаты – списочники вновь формируются по спискам. Если вдруг в одной региональной группе депутаты кончились, могут назначить из другой региональной группы. Но 225 депутатов недостаточно для того, чтобы признать Думу правомочной.

Подобного прецедента в нашем праве нет, самороспуск на прямую не регламентируется. Президент может обратиться в Верховный Суд с заявлением о признании неправомочным состав ГД. После Верховный Суд признает Думу неправомочной. Затем Президент принимает указ о роспуске ГД и назначает новые выборы. Данный указ может быть обжалован в Конституционном Суде. После чего КС дает разъяснение, в котором он признает решение легитимным. Также КС может предложить внести соответствующие изменения в Конституцию.

Реальный сценарий ˗ провести выборы в срок в сентябрь 2021 г. Все 6 сценариев выборов в марте не отличаются реальностью исполнения. Впрочем, возможно и не такое.

В продолжение обсуждения возможности провести досрочные выборы в Госдуму в 2021 г., необходимо прояснить ситуацию с выборами 2016 года, которые были перенесены с декабря на сентябрь.

Напомню несколько фактов:
? В 2012 году был установлен один единый день голосования на 2 воскресенье сентября.
? В 2015 году было принято решение о совмещение дня голосования с выборами в Госдуму, так как изначально выборы должны были проводиться 4 декабря 2016г.
? Таким образом, ЕДГ с 2016 года проводится в 3 воскресенье сентября в год выборов в Госдуму, а в промежутке между парламентскими кампаниями — во 2 воскресенье сентября.

Но также стоит обратить внимание на Постановление Конституционного суда от 1 июля 2015 г по делу о толковании ст. 96 ч.1 и 99 ч. 1,2,4 Конституции РФ. Постановление (https://legalacts.ru/doc/postanovlenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-01072015-n/) касается как раз законности переноса думских выборов. Обращаю внимание на следующие строки:

?«…даже конституционно оправданное (с точки зрения преследуемых целей) изменение даты очередных выборов, ведущее к сокращению реального (фактического) срока полномочий Государственной Думы текущего созыва, требует соблюдения всей совокупности закрепленных в Конституции Российской Федерации принципов и норм, равно как и учета выраженных в ней целей и ценностей. Соответственно, оно может иметь место лишь в качестве исключительной, экстраординарной меры, не превращаясь в организационно-правовое обыкновение».

?«Положения статей 96 (часть 1) и 99 (части 1, 2 и 4) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с другими ее положениями не исключают возможности однократного изменения федеральным законом даты очередных выборов, ведущего к сокращению реального (фактического) срока полномочий Государственной Думы текущего созыва при условии, что такое сокращение осуществляется в конституционно значимых целях, заблаговременно …»

То есть Постановление КС о переносе даты выборов в Госдуму применимо только к выборам 2016 года.

Рассматривая возможность общего переноса единого дня голосования, потребуется менять федеральный закон. Далее потребуется новое Постановление КС о законности сокращения депутатских полномочий, что может расцениваться как противоречие с Постановлением 2015 года.

Даже в случае сценария переноса ЕДГ с сентября на март/апрель, необходимо будет проводить не только досрочные выборы в Госдуму, но и выборы глав 6 субъектов, включая выборы в Хабаровском крае (не беря в расчет возможные отставки под конец года), выборы в Законодательные собрания и проч. Перенос ЕДГ также несет в себе изменения и в региональном законодательстве.

То есть сам по себе сценарий переноса выборов имеет ряд подводных камней и вместо условного фактора позитивной электоральной мобилизации может привести к росту протестных настроений и протестного голосования.