Загрузка...

От автора

Коллегия выборщиков США: как древняя избирательная система обесценила голоса миллионов избирателей

Коллегия выборщиков США: как древняя избирательная система обесценила голоса миллионов избирателей

Система выборщиков, созданная как компромисс по вопросу ограничения молодой республики от "тирании прямой демократии”, в XXI веке стала антонимом справедливого демократического представительства. Задуманная как механизм для балансирования интересов и влияния штатов, сегодня она подрывает принцип власти большинства, обесценивает голоса миллионов американцев и дает колоссальное влияние всего нескольким штатам.

Система из XVIII века

Коллегия выборщиков состоит из 538 выборщиков, и для победы на выборах необходимо набрать 270 голосов. Количество выборщиков от штата определяется числом его представителей в Конгрессе — 2 сенатора и члены Палаты представителей, число которых зависит от численности населения штата, включая попадающих в перепись не-граждан, в том числе находящихся в стране нелегально.

Например, Калифорния, самый густонаселенный штат, имеет 54 выборщика, тогда как Вайоминг, самый малонаселенный — лишь 3. Подобное распределение, с одной стороны, дает преимущество синим штатам, где концентрируются мигранты, с другой — создает серьезное неравенство в силе голосов: если в среднем выборщик представляет 610 тыс. человек, то выборщик от Вайоминга — около 192 тыс. человек, а от Техаса — 730 тыс. человек.

В то же время права голоса лишены лица, проживающие в так называемых "американских территориях", вроде Пуэрто-Рико — совокупно до 4 млн человек, что равно числу жителей 5 наименее населенных штатов.

Другой проблемой является и то, что почти везде выборы проходят по принципу "победитель забирает все", который фактически обнуляет голоса тех, кто поддержал проигравшего кандидата. Исключение составляют штаты Мэн и Небраска, где выборщики избираются пропорционально результатам голосования в нескольких округах.

Благодаря системе выборщиков США остаются единственной в мире демократией, где кандидат на президентских выборах может набрать большинство голосов, но при этом проиграть. В истории США подобная ситуация случалась четырежды:

1876 — Ратерфорд Хейс (47,92% против 50,92%);

1888 — Бенджамин Гаррисон (47,80% против 48,63%);

2000 — Джордж Буш-младший (47,86% против 48,38%);

2016 — Дональд Трамп (46,09% против 48,18%).

При этом в 2020 году история могла повториться: несмотря на то, что Джо Байден выиграл с преимуществом в 7 млн голосов, Дональд Трамп вполне мог переизбраться, набери он на 44 тыс. голосов больше в Аризоне, Джорджии и Пенсильвании — колеблющихся штатах, определяющих в XXI веке судьбу выборов.

Колеблющиеся штаты

Хотя не существует универсального определения, что такое колеблющийся штат, принято считать, что это штаты, в которых от выборов к выборам с небольшим перевесом побеждают то демократы, то республиканцы. Обычно их противопоставляют штатам-цитаделям, которые исторически поддерживают только одну партию. Поскольку вероятность победить в таком штате гораздо выше, чем в штате-цитадели конкурента, партии тратят на агитацию в колеблющихся штатах непропорционально много времени и ресурсов.

Подобная конфигурация стала складываться в конце 1980-х и по мере поляризации общества число колеблющихся штатов постепенно падало: с 22 в 1992 году до 5 в 2020 году. В 2024 году 7 штатов, суммарно контролирующие 93 выборщика, скорее всего, определят исход выборов: Джорджия (16), Аризона (11), Пенсильвания (19), Мичиган (15), Висконсин (10), Северная Каролина (16) и Невада (6).

Пока узкая группа колеблющихся штатов играет решающую роль в президентских выборах, голоса миллионов избирателей в уверенно красных и синих штатах теряют свой вес. В свою очередь это заставляет кандидатов ставить во главу угла интересы колеблющихся штатов, в то время как проблемы густонаселенных городских агломераций Восточного и Западного побережья остаются без должного внимания.

Подобное институционализированное неравенство ставит под сомнение демократичность избирательной системы США и ее легитимность.

Не оправдавшие доверие

Хотя само голосование выборщиков является скорее церемониальным, существует феномен “неверных" выборщиков.  В 2016 году 7 выборщиков отдали голоса не за победившего в штате кандидата, а за другого человека: 3 — за Колина Пауэлла вместо Хиллари Клинтон, и еще 4 — за Хиллари Клинтон вместо Дональда Трампа. При этом в 33 штатах и округе Колумбия действуют законы, вводящие санкции в отношении выборщиков, голосующих вопреки волеизъявлению населения.

269-269

12-я конституционная поправка, принятая в 1804 году после первых выборов, закончившихся ничьей в Коллегии выборщиков, регламентирует процедуру выхода из электорального тупика. Если ни один кандидат не набирает 270 голосов, то голосование переходит в Палату представителей, где каждый штат имеет 1 голос независимо от численности населения. В таком случае Калифорния и Вайоминг, чье население которых составляет 40 млн и 0,5 млн соответственно, будут иметь одинаковое влияние.

После принятия поправки в истории США было всего 2 случая ее применения: выборы 1824 и 1836 годов. Также в 1876 году из-за спорной ситуации с голосами выборщиков от Флориды, Луизианы и Южной Каролины Конгресс сформировал комиссию, которая нашла решение без применения 12-й поправки.

Если предстоящие выборы окончатся ничьей, то стоит держать в уме, что республиканцы контролируют 26 делегаций штатов, демократы — 22, еще 2 делятся поровну.

Альтернативы выборщикам

Крайне спорные и непрозрачные выборы 2020 года заставили Конгресс задуматься о реформе избирательной системы. Спустя 2 года был принят закон, вносящий изменения в процедуру подсчета голосов: теперь в течение 36 дней после окончания выборов губернатор или иной официальный представитель штата обязаны заверить результаты голосования перед их передачей в Конгресс. Однако эти нововведения не стали панацеей и не вернули доверие избирательной системе.

Напротив, рост недовольства привел к заметной поддержке идеи перехода к прямым выборам. В качестве альтернативы, не требующей закрепления в Конституции, 17 штатов и округ Колумбия выдвинули Национальный межштатный договор о всеобщем голосовании (National Popular Vote Interstate Compact) — соглашение, согласно которому упомянутые штаты обязуются отдавать свои голоса выборщиков победителю общенационального голосования. На данный момент участники договора имеют 209 голосов выборщиков, однако, чтобы он заработал, необходимо не менее 270 голосов.

Более умеренной альтернативой является переход к системе более мелких избирательных округов внутри штатов по примеру Мэна и Небраски.

Радикальное предложение об упразднении Коллегии выборщиков потребует изменения Конституции, для чего необходима поддержка всех 50 штатов. В условиях текущей политической напряженности такой сценарий представляется маловероятным.

Общественное мнение

Согласно опросу Pew Research Center, проведенному в 2024 году, 63% американцев выступают за замену Коллегии выборщиков прямым всеобщим голосованием. Среди молодого поколения поддержка еще выше: 66% граждан младше 50 лет поддерживают отказ от системы выборщиков.

В то же время в глаза бросается резкое расхождение между сторонниками разных партий: так, 80% демократов поддерживают упразднение системы выборщиков, тогда как среди республиканцев реформу одобряют лишь 46%. Примечательно, что этот показатель заметно вырос с 2016 года: тогда только 27% предпочитали всеобщее голосование, чему способствовала победа Трампа, обеспеченная исключительно голосами выборщиков.

Резюме

В 2024 году недоверие американцев к демократическим институтам США достигло своего пика: по данным Pew Research, только 20% доверяют избранному федеральному правительству, что резко контрастирует с 77% в 1964 году.

Коллегия выборщиков, будучи символом избирательной системы США и 300-летнего статус-кво, находится в центре общественной критики. Очевидно одно: без серьезных реформ честность и легитимность выборов будет подвергаться сомнению, грозя основам американской демократии.