Многие годы избирательная система США остается предметом ожесточенной критики. Согласно опросу Pew Research (2022), 60% американцев обеспокоены низкой защищенностью выборов от вмешательства извне, а 38% верят в регулярные фальсификации. Эти опасения небезосновательны: Heritage Foundation собрал более 1,4 тыс. доказанных случаев нарушений с 1982 года, причем их количество в последние годы заметно выросло.
Электоральные вотчины
Одной из главных причин недоверия к избирательной системе США является ее децентрализованность, чем пользуются доминирующие в штатах партии, создавая неоднородную систему электоральных юрисдикций, напоминающую феодальное "лоскутное одеяло".
Если с 2020 года 27 штатов (красные и колеблющиеся) усилили контроль за выборами и ужесточили регистрацию избирателей, то 5 синих штатов приняли собственные версии федерального закона Voting Rights Act, которые, напротив, донельзя либерализовали избирательный процесс, давая простор для электоральных манипуляций.
По состоянию на сентябрь 2024 года зарегистрировано 186,5 млн избирателей, однако ввиду отсутствия единых правил регистрации и длящихся судебных разбирательств — подано 95 исков от избирателей в 7 колеблющихся штатах — окончательное число избирателей будет известно лишь после завершения выборов.
Нестатистическая погрешность
Обилие ошибок в списках избирателей является ключевой проблемой избирательной системы: только в Индиане на выборах в 2004 году число избирателей из-за двойной регистрации было завышено на 41,4%. Учитывая, что всего 44 тыс. голосов в Аризоне, Джорджии и Висконсине могли изменить исход выборов 2020 года, такие расхождения вызывают серьезные опасения.
Причины неточности списков — устаревшие данные и отсутствие координации между штатами. Высокая мобильность населения и неконтролируемая миграция лишь усугубляют проблему. Автоматическая регистрация, применяемая в 24 штатах и округе Колумбия, не решает проблему, так как разрозненные базы данных госорганов обновляются нерегулярно.
Стоит добавить к этому беспрецедентную практику регистрации в день выборов, используемую почти в половине штатов: она не только несет риск повторного внесения избирателя в списки, но и облегчает организацию "каруселей" и вбросов, особенно в тех штатах, где на участках не требуется предъявлять ID.
Голоса иностранцев важнее
Случаи включения иностранцев в списки избирателей и их участия в выборах весьма распространены, несмотря на незаконность данного явления. Хотя в 2018-2021 годах около 30 тыс. иностранцев были удалены из списков 6 штатов, на предстоящих выборах, по разным оценкам, проголосовать смогут до 13% находящихся в США иностранцев.
На этом фоне более 4 млн граждан США — население Оклахомы или Орегона — лишены избирательных прав из-за наличия судимости. Лишь 29% из них находятся в тюрьмах, остальные освобождены условно-досрочно или уже отбыли наказание. Примечательна и расовая диспропорция: среди афроамериканцев в правах поражены 4,5%, в то время как по стране показатель составляет 1,7%.
Но главная проблема незаконного включения иностранцев в избирательный процесс — искажение представительства штатов в Конгрессе и Коллегии выборщиков. Если бы при распределении мест учитывались только граждане США, то синие штаты вроде Калифорнии и Нью-Йорка потеряли бы до 4 мест в пользу красных штатов вроде Огайо и Алабамы. В ходе своего 1-го срока Трамп запретил учет иностранцев при распределении мест между штатами, однако его указ был отменен администрацией Байдена.
Выводы
Отсутствие федерального контроля дало возможность партиям паразитировать на децентрализации выборов: то, что демократы называют "расширением доступа к голосованию", на деле является демонтажом несущих конструкций демократии ради краткосрочной выгоды. Республиканцы, отстаивая прозрачность, скрывают за пафосом морального превосходства стремление упрочить влияние в колеблющихся штатах. На лицо деградация институтов, которые еще 20-30 лет назад выставлялись мировым образцом демократии.