Загрузка...

ОДКБ: первый случай использования военных сил организации

13 января 2022, 10:58

Не слишком смелым будет предположение, что аббревиатуру ОДКБ до последнего времени безошибочно могли расшифровать разве что военные специалисты и журналисты-международники. Однако после ввода сил Организации Договора о коллективной безопасности в Казахстан, которому не хватало собственных сил для прекращения вооруженного насилия, эти 4 буквы стали едва ли не синонимом слова «миротворцы». Что вполне справедливо и объяснимо.

Еще в октября 2021 года генсек Организации Станислав Зась, белорусский генерал-лейтенант, утверждал в интервью телеканалу «Мир», специализирующемуся на освещении событий в СНГ, что «ОДКБ — это реально действующий механизм». Звучало это не особенно убедительно даже на фоне учений в Таджикистане из-за событий в соседнем Афганистане.

ОДКБ — это организация Договора о коллективной безопасности, также называемая «Ташкентский пакт» или «Ташкентский договор».

Данный договор был подписан вскоре после распада СССР, 15 мая 1992 года. Однако полноценная международная организация на его основе была создана только 10 лет спустя, 14 мая 2002 года.

В соответствии с уставом страны-участники сменяли друг друга в статусе председателя Организации, решением Совета коллективной безопасности ОДКБ назначались ее генсеки, проводились саммиты и учения Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР), а курсанты других государств могли учиться в российских военных вузах.

За первые 7 лет с момента создания Договора из 9 стран-участниц в ОДКБ осталось 6. Это Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Показательно, что вышел Узбекистан, в котором и был подписан Договор о коллективной безопасности. Более того, изначально документ назывался Ташкентский договором или пактом. Причем Узбекистан выходил из состава в 1999-м, потом возвращался в 2006-м и вновь вышел в 2012-м. Также вышли Азербайджан (из-за Карабаха) и, по внутренним причинам, еще до Саакашвили, Грузия.

Своими целями ОДКБ называет «укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов».

Наверно, сейчас можно предположить, что в 1992 году руководство республик после полугода независимости осознало свою слабость, в том числе перед внешними угрозами. Советская армия, следуя своему принципу единоначалия, ушла. Можно вспомнить, в связи с этим наивные попытки узбекских властей оставить себе в виде советского наследства 15-ю бригаду спецназа.

Если рассматривать состояние ОДКБ, то довольно продолжительное время статус военных сил был непонятен. Только в 2009 году было принято решение о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР), однако и они в течении многих лет фактически существовали только на бумаге.

В 2010 году появился шанс применить военные силы ОДКБ, когда в организацию обратилась президент Киргизии Роза Отунбаева на фоне этнических конфликтов в государстве. Однако обращение получило отказ, так как КСОР, по словам тогдашнего президента Медведева, создавались для отражения внешней агрессии.

Хотя формально в документах ОДКБ такого принципа не содержится, вероятная причина отказа была связана с рисками усугубления внутреннего конфликта. При этом помощь все равно была оказана, только несколько иная: оперативная поддержка, помощь в розыске зачинщиков, координация работы силовых ведомств.

Операция ОДКБ в Казахстане стала первым случаем фактического использования КСОР.

Во многом устойчивость и силу государства показывает состояние его армии. Хотя Казахстан как таковой нельзя назвать бедной страной, его вложения в госстроительство, в том числе в создание современной армии и других силовых структур, в январе 2022 года показали свою несостоятельность. Отделения полиции, блок-посты и колонны военных были разграблены и сожжены. Плохо обученные солдаты-срочники попадали в плен, курсанты госбезопасности отбивались от мародеров саперными лопатками. Власти потеряли контроль над Алматы, и произошло это всего за пару суток.

5 января президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев обратился к ОДКБ за поддержкой, заявив, что Казахстан подвергся нападению террористических банд, подготовленных за рубежом. В ночь на 6 января президент Армении Никол Пашинян, к которому ранее перешло председательство совета ОДКБ, подтвердил отправку миротворцев.

По официальным данным, их итоговая численность составила 2 030 человек. Армения отправила 100 военных, Киргизия — 150, Таджикистан — 200. Данных из Минска нет, но по официальным сообщениям, речь идет о роте спецназа, то есть примерно 100 десантниках. Большая часть сил, хотя сама по себе не такая уж и большая — около 1 500 человек, приходится на российских военных, что объяснимо с точки зрения пропорциональности населения.

Тем не менее, этого хватило, чтоб быстро взять под контроль объекты инфраструктуры. В ОДКБ неоднократно подчеркивали, что их силы не участвуют в боевых действиях, для этого у Казахстана есть свой спецназ.

Уже 11 ноября Токаев заявил о завершении миссии ОДКБ в Казахстане. До конца января все военные вернулись в свои страны.

Как видно, исполнение своих обязательств и проведения учений в рамках организации, название которой еще недавно было совсем не на слуху, оказалось достаточным, чтобы вернуть контроль над погрузившимся в хаос и погромы Казахстаном. Можно утверждать, что  после прецедента применения КСОР у ОДКБ начнется вторая реальная жизнь.