На прошлой неделе много споров вызвало участие певца Егора Крида во внеурочных занятиях «Разговоры о важном».
Особенно сильно участие в уроке для школьников популярного исполнителя задело чувства Екатерины Мизулиной и Марии Шукшиной, построивших свою репутацию на защите традиционных ценностей в том виде, в котором они их понимают. Абсолютно не факт, что так же, как это изложено в указах № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» и № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики». Но давайте порассуждаем спокойно.
Видеообращения, которые лидеры общественного мнения из разных профессиональных сфер записывают для «Разговоров о важном», представляют классическую модель линейной коммуникации. Ни Крид, ни кто-либо еще из авторов в занятиях не участвуют — они просто излагают суть обозначенной темы, а дальше учителя вместе с детьми ее прорабатывают. И если мы говорим о линейной коммуникации, стоит задать пять вопросов, вынесенных еще Лассуэллом 75 лет назад: кто говорит? С какой целью? По какому каналу? Кому? С каким эффектом?
У нас есть несколько постоянных, включая аудиторию в лице учащихся тех или иных классов и канал сообщения — видеообращение на несколько минут. Это изначально определено форматом уроков. Соответственно к ним добавляются переменные: спикер, цель и эффект.
Поэтому в случае с Егором Кридом мы имеем дело со спикером-функцией, и вместо поиска обсценной лексики в его текстах стоит подумать, насколько хорошо он с этой функцией справился. Напомню, темой его выступления было явление скамминга — формы интернет-мошенничества, при которой злоумышленники под видом других лиц — как правило, известных — обманом заставляют их аудиторию переводить себе деньги. Насколько Крид компетентен в этой теме, будучи одной из главных знаменитостей Рунета? Охотно готов допустить, что он с этим сталкивается ежедневно. Учитывая, что целью занятия было не изучение основ кибербезопасности и сквозного шифрования, а понимание элементарных принципов цифровой гигиены, логика пригласивших его организаторов понятна.
Остается вопрос эффекта. Так как речь идет о простом наборе правил поведения в интернете, при подборе спикера на первое место выходит его узнаваемость и доступность изложения для аудитории. По фидбэку, полученному мной от учителей и директоров московских школ, с задачей раскрыть тему доступным школьникам языком Крид скорее справился. Могли бы рассказать про скамминг Наталья Касперская или Константин Сидорков, также участвовавшие в проекте? Могли бы, но эффект был бы другим. Это не делает их хуже или лучше Крида, это говорит лишь о том, что у этих спикеров другая функция.
У «Разговоров о важном» впереди много проб и экспериментов, которые могут не вызвать поддержку у тех или иных лидеров общественного мнения, но это единственный проект такого рода, раскрывающий важные темы, выпадающие из базовой школьной программы. А критикам я рекомендую поучаствовать в проведении «Разговоров о важном» для школьников лично. Я участвовал. Толку от этого явно будет больше, чем от хайповатого негодования в соцсетях.