Фактор коронавируса в предвыборной кампании

Два человека и тайна — начало любого заговора. (с) Джулиан Ассандж

При старте кампании наметились основные идеологические линии партийных кампаний. Помимо основных тезисов про пенсионную реформу, отмену ЕГЭ, повышение благосостояния и уровня жизни, волонтерство и «малые дела» — кампании нужны крупные центральные идеологемы.

Судя по всему — такой темой для всех политических сил станет не остывающий накал пенсионной реформы, не «русский BLM» или вечные требования усиления или отмены благоустройства в широком смысле, а распространение новых штаммов covid-19 и обстоятельства вокруг вакцинации.

Если на первом витке эпидемии — системная и несистемная оппозиция сосредоточились на критике любых действий властей, а партия власти на волонтерской помощи незащищенным группам населения, то сейчас очевидно идеологический водораздел наметился значительно четче.

27 ноября, на форуме политтехнологов я публично поспорил с Олегом Матвейчевым и рядом других специалистов на тему «майской победы над ковидом», которая в логике идеологии Победы принесла бы ЕР убедительные результаты в голосовании, сделав кампанию по сути неконкурентной.

Учитывая состояние гражданского общества, его невротизацию и пессимизм, демонстрируемый всеми соц.опросами — нет смысла объяснять разницу между «капитализмом» и «социализмом», причитать про загубленное советское прошлое или наоборот, обещать открытие еще 10 бассейнов, 5 детских садов и 3 магазинов.

Безусловно, малые дела работают, но крупные, «федеральные» линии пройдут по теме «обязательная вакцинация как гражданская солидарность» и «активаксерство» (кстати, иностранный термин) в различных степенях интенсивности.

Оппозиция (системная и несистемная) обращается к эмоциональной части избирателей, преимущественно женского пола, уже подготовленной к конспирологическим трактовкам по искусственной природе происхождения вируса, абортивных следов в вакцине, ее непроверенности и опасности. Та часть общества, которая лечится гомеопатией и строит жизнь по гороскопам.
Несистемщики атакуют в сети при помощи украинских бот-сеток.

Представители более умеренных политсил будут в логике патернализма требовать от государства поддержки вакцинированным, оплаты простоя предприятий, оплачиваемой страховки на случай наступления негативных последствий вакцинации. Такую риторику мы услышим и от некоторых кандидатов партии власти.

В чистых цифрах «партия антиваксеров» не набрала бы и 1%, это нормальный срез наличия в обществе маргинальных идей, таких как «чайлдфри», например. Но, с учетом постоянного присутствия темы в новостной повестке — ее отдельные элементы вполне себе пригодны для практического использования в кампании. При этом, кандидаты при всем отрицании будут вынуждены вакцинироваться, некоторые сделают это тайно.

Технологи КПРФ и «патриотических» сил нашли новую тему для привлечения электората и планомерно еще с осени высаживают и партию и лидеров и кандидатов на эту повестку.

При этом вне зависимости от действий власти используется «чёрный популизм», помогающий мобилизовать различные группы недовольных (а социология показывает высокие цифры неполитизированных, но недовольных).

Безусловно, самые радикальные идеи будут смягчены, но мобилизация на антивакцинной повестке уже началась. Пример — в сегодняшнем обзоре протестной повестки.

По ходу кампании, на сайте asafov.ru планирую указывать у зарегистрированных кандидатов, кроме их covid-19 статуса, их отношение к обязательной вакцинации.