Смешанная система выборов в Госдуму лучше всего подходит для сложноустроенной и многонациональной России

Многие особенности российского электорального процесса воспринимаются как само собой разумеющиеся, но для широкого круга избирателей специфика избирательно системы требует детального толкования.

В 2014 году в России была принята смешанная система выборов в Государственную Думу. Смешанная система считается более сложной, чем мажоритарная и пропорциональная, поэтому может возникнуть логичный вопрос о целесообразности ее использования. Хотя применение какой-либо из систем не зависит от уровня развития государства.

Избирательные системы в мире:

📍Мажоритарная система (Британия, Индия, Чили) — депутатский мандат получает тот кандидат, за которого было отдано большинство голосов.

📍Пропорциональная (Аргентина, Новая Зеландия, Финляндия) — избиратели голосуют за партию, а не за конкретного кандидата. Пропорционально тому, сколько голосов получила каждая из партий, им достается соответствующее количество мандатов.

📍Смешанная (Германия, Россия, Южная Корея) — это сочетание двух предыдущих систем. 2-х одинаковых смешанных систем в мире не существует. В Венгрии, например, процент депутатов-списочников постоянно меняется — на последних выборах было 46%. В России же — 50%.

➖ На первый взгляд, самой естественной системой кажется мажоритарная. Однако на деле у нее множество недостатков даже для небольшого общества. В сумме проигравшие складываются в большинство, и это большинство не получает никакого политического представительства. Мажоритарную систему крайне рискованно применять в многонациональных и многоконфессиональных обществах из-за риска возникновения «диктатуры меньшинства».

➖ Проблема пропорциональной системы очевидна. Ярких политиков она лишает независимости, поскольку они не могут вести собственную кампанию в отрыве от партии. Фактически, они заняты внутрипартийной борьбой, чтобы попасть в список и, желательно, в первую десятку. После избрания депутаты не несут никакой ответственности за исполнения предвыборных обещаний — они их и не давали.

🇷🇺 Сейчас в России из 450 депутатов 225 проходят по мажоритарным избирательным округам и 225 — по спискам. Впервые выборы в Госдуму по смешанной системе состоялись еще в 1993 году. От нее отказывались лишь на два созыва (2007, 2011) в пользу пропорциональной системы, но потом снова вернулись к смешанной на выборах 2016-го. Так же пройдут выборы и в этом году.

В 2007 год уже не вернуться, но по логике можно предположить, что тогда была поставлена цель увеличить численность и политический вес больших партий: тогда же был поднят проходной барьер с 5 до 7%. Во многом это было прощание с пресловутыми 90-ми, поскольку депутаты-одномандатники часто представляли в парламенте не жителей региона, а его полукриминальные бизнес-элиты, которые финансировали их избирательную кампанию. Судя по выросшей явке, расчет оправдался. Люди пошли голосовать за партии.

Почему произошел возврат к смешанной системе? Наследие 90-х было уже изжито, а самостоятельные кампании кандидатов смогли оживить интерес общества к политической жизни. Вернулись прямые предвыборные обещания кандидатов сделать что-либо для своего округа, а с ними репутационная ответственность за их исполнение и полновесное представительство избирателя.

Внесенные поправки в Конституцию РФ в 2020 году также повлияли на степень ответственности депутатов за счет расширения их полномочий. Еще одним фактором, меняющим положение депутатов, может стать принятие инициативы Володина о законодательном закреплении обязательств депутатов перед своими избирателями, взятых в ходе избирательной кампании. В совокупности повышается и личная, и партийная роли депутатов.

В связи с этим, можно утверждать, что смешанная система как наиболее подходящая для сложноустроенной и многонациональной России будет применяться здесь и в будущем.

#выборы #гд2021